Белгородский государственный национальный исследовательский университет был создан ещё в 1876 г. Это был пятый в России учительский институт, который готовил земских учителей. Последующие 120 лет институт очень активно развивался как педагогический вуз, не выходил из «десятки» лучших пединститутов Советского Союза, а с 1994 г. — лучших педагогических университетов, был вузом первой категории.
В 1996 г. указом Президента Б.Н. Ельцина Белгородский педагогический университет получил статус классического университета. На этот момент в вузе работали 64 доктора наук и чуть более 100 кандидатов наук.
Тогда, 23 года назад, началась новая страница нашей истории.
Губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, который сегодня является председателем наблюдательного совета НИУ «БелГУ», и правительство области тогда понимали, что без мощного классического университета будет сложно отвечать на вызовы, которые проявятся в XXI веке. Была поставлена задача — такой университет создать, и она была решена, открыв новые перспективы и для вуза, и для региона в целом.
С 1997 по 2005 г., в основном, за счёт внебюджетных средств Белгородской области построен практически новый университет. Создан Попечительский совет во главе с губернатором и Фонд содействия развитию университета, который финансировал строительство новых корпусов на месте пустыря. В строительство было вложено более 3 млрд рублей.
Продолжая мощно развиваться, строя жильё для преподавателей, общежития для студентов, привлекая лучшие кадры, вуз в 2010 г. получил статус исследовательского университета. Таких университетов в России сегодня 29. Это дало нам возможность первые пять лет, с 2010 по 2015 г., получать хорошее финансирование. Около 2 млрд рублей были направлены, прежде всего, на создание мощной материально-технической и научной базы.
Особое внимание мы уделили проведению исследований по трём направлениям приоритетного развития университета: 1) наукоёмкие технологии создания и обработки наноматериалов технического назначения; 2) нанотехнологии и наноматериалы в биологии, медицине, фармации и стоматологии; 3) космические, геоинформационные и информационно-телекоммуникационные технологии эффективного управления устойчивым социально-экономическим развитием территорий. В 2017 г. к этим трём направлениям мы добавили ещё одно — гуманитарного профиля: «Человек, общество, наука: проблемы и перспективы развития».