По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опыт Тульской области по формированию на основе ремесленных традиционных производств регионального бренда

А. М. Мартынова специалист Центра оценки квалификации Ассоциации «Ремесленная палата Самарской области».
Ключевые слова:

Тула издревле считается одним из важных торговых, промышленных и культурных центров России. Услышав это название, мы сразу же вспоминаем знаменитые на весь мир тульские пряники, самовары, гармони и, конечно же, оружие.

Как ни странно, но почти ни одно из направлений художественных ремесел Тулы — «столицы российского ремесленничества», где легендарный Левша подковал блоху, где работают мастера оружейного, самоварного, ювелирного дела, резчики по дереву и изготовители тульской гармоники и т. д. — не было признано народно-художественным промыслом.

Чтобы, тем не менее, защитить свой традиционный продукт, руководство области еще в конце прошлого века одним из первых в Российской Федерации обратилось к закону о защите прав интеллектуальной собственности на традиционные ремесленные продукты в качестве «наименования места происхождения товара» для своего самого известного продукта — тульского пряника.

1. НМПТ (наименование места происхождения товара) «Тульский пряник» было зарегистрировано в 1998 г., а сейчас уже имеет мировую известность и популяризирует имя города Тулы за пределами России. Задача обеспечения правовой охраны исключительного права как основной функции регистрации НМПТ была вполне реализована. Об этом свидетельствуют широкая известность данного средства индивидуализации и отсутствие злоупотреблений со стороны конкурентов. Присутствие на товаре (упаковке, этикетке) НМПТ говорит об особенных характеристиках этого товара, что, безусловно, повышает его конкурентные преимущества.

Тульский пряник — это уникальный деликатес, который известен во всем мире. В настоящее время восемь тульских производителей имеют сертификат наименования места происхождения товара, но при этом выпуском занимаются шесть производителей.

При каждом производстве существует свой музей, в котором проводятся мастер-классы с возможностью приготовить и скушать пряник, а также посетить реальное производство. Каждый из производителей имеет патент (Роспатента) на промышленный образец, который связан с исторической формой: одни выпускают пряник-сердце, другие — пряник-ружье и т. д. Производители не имеют права выпускать пряники чужой формы.

Министерство культуры Тульской области большое внимание уделяет продвижению марочной продукции, зарегистрированной в качестве НМПТ.

Для Цитирования:
А. М. Мартынова, Опыт Тульской области по формированию на основе ремесленных традиционных производств регионального бренда. Дом культуры. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: