Все котлоагрегаты, как и вспомогательное оборудование, проектируются на сжигание топлива с определенными сертификационными качественными свойствами. Для пылеугольных ТЭС это сжигание конкретных марок угля конкретного месторождения. Такой уголь называется проектным. Однако реальная ситуация с топливообеспечением электростанций зачастую заставляет использовать другие марки углей или их смеси, имеющие примерно такие же качественные характеристики, без существенного снижения эффективности производства энергии и нанесения ущерба электростанции. При этом для поддержания проектного уровня эффективности производства энергии не требуется реконструкции основного и вспомогательного оборудования ТЭС.
На Кировской ТЭЦ-4 установлено 10 паровых котлов БКЗ–210–140Ф (тип Е210/140), изготовитель – Барнаульский котельный завод. Проектное топливо – фрезерный торф, бурые и каменные угли в пылевидном состоянии. В 2009 г. один из котлов был модернизирован по низкотемпературно-вихревой технологии для более эффективного сжигания твердого топлива.
На рис. 1 и в табл. 1 изображена принципиальная схема основного оборудования котельного агрегата совместно с размещением точек измерений при различных испытаниях.
С целью оценки эффективности использования на котлах БКЗ–210–140Ф Кировской ТЭЦ-4 проводилось опытное сжигание непроектных топлив, характеристики которых указаны в табл. 2. В этой же таблице представлены характеристики проектного топлива.
Во время испытаний измерения основных параметров по топливному, пароводяному и газовоздушному трактам проводились по показаниям заранее поверенных и оттарированных приборов, выведенных на щит управления котла. Значения давлений по газовоздушному тракту определялись по показаниям щитовых приборов с выборочной проверкой на местах при помощи манометра.
Расход воздуха измерялся по показаниям перепада давлений в соплах микровентури, за исключением расхода воздуха на третичное дутье верхнего и среднего яруса. Из-за отсутствия прямого измерительного участка расход воздуха определялся по перепаду давлений на внутреннем и наружном радиусах колена. Воздуховоды, в которых были установлены расходомеры, предварительно протарировывались с помощью трубок Прандтля и дифференциальных манометров типа ДМЦ-1 производства ОАО «ЭКОИНТЕХ» (г. Москва).