По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334.02: 614.2 DOI:10.33920/vne-04-2303-06

Опыт США в оснащении инфраструктуры медицинских учреждений информационными технологиями как элемент дизайн-мышления

Юрий Юрьевич Швец кандидат экономических наук, доцент, ГБУ г. Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», Россия, 115184, г. Москва, Большая Татарская ул., д. 30, E-mail: jurijswets@yahoo.com, ORCID: 0000-0002-6557-1416

В статье идет речь об одном актуальном направлении работы в сфере дизайна в здравоохранении — внедрении инноваций, IT-технологий в медицинских организациях. Опыт США в данной области позволит понять, как развивается дизайн-мышление в последнее время и какого развития ожидать от него в ближайшем будущем. В начале статьи идет речь о внедрении в больницах электронных медицинских карт как довольно крупного примера инновации. Конечно, как и во всех IT-технологиях, не прошедших длительной проверки временем, данная система имеет свои недостатки, освященные в статье. Дается определение понятию «системный риск» с перенесением его сущности на реалии в медицинских организациях. Обозначена важность пользовательского опыта в процессе внедрения тех или иных дизайн-решений. Новым ответвлением дизайна в медицине является UX-дизайн. Появляющиеся инструменты в данной сфере дают еще большее вдохновение для проектирования разного рода инновационных продуктов, таких как, например, мобильные приложения, автоматические системы, применяемые в своей работе врачами, и т. д. Основной тенденцией развития будущего дизайна в здравоохранении будет являться ориентация на потребителя.

Литература:

1. Cam, K. M., Efthimiadis, E. N., Hammond, K. W. (2008). An investigation on the use of computerized patient care documentation: Preliminary results. Proceedings of the 41st Annual Hawaii International Conference on System Sciences, no. 16, pp. 235–245.

2. Coates, J. F. (2010). The future of foresight — a US perspective. Technological Forecasting & Social Change, no. 77, pp. 1428–1437.

3. Greenhalgh, T., Potts, H. W., Wong, G., Bark, P., Swinglehurst, D. (2015). Tensions and paradoxes in electronic patient record research: A systematic literature review using the meta-narrative method. Milbank Quarterly, no. 87 (4), pp. 729–788.

4. Jeffery, L. B. (2009). Defining and testing EMR usability: Principles and proposed methods of EMR usability evaluation and rating. Chicago: Healthcare Information and Management Systems Society, 43 p.

5. Koppel, R., Kreda, D. (2009). Health care information technology vendors "hold harmless" clause: Implications for patients and clinicians. Journal of the American Medical Association, no. 301 (12), pp. 1276–1278.

6. Koppel, R., Metlay, J. P., Cohen, A., Abaluck, B., Localio, A. R., Kimmel, S. E., Strom, B. L. (2005). Role of computerized physician order entry systems in facilitating medication errors. Journal of the American Medical Association, no. 293 (10), pp. 1197–1203.

7. Nemeth, C. L., O’Connor, M., Cook, R., Klock, P. A. (2005). Mapping cognitive work: The way out of healthcare IT system failures. AMIA Annual Symposium Proceedings, no. 18, pp. 560–564.

8. Park, S. Y., Lee, S. Y., Chen, Y. (2012). The effects of EMR deployment on doctors’ work practices: A qualitative study in the emergency department of a teaching hospital. International Journal of Medical Informatics, no 81, pp. 204–217.

9. Romano, M. J., Stafford, B. A. (2011). Electronic health records and clinical decision support systems. Archives of Internal Medicine, no. 171 (10), pp. 897–903.

10. Shneiderman, B. (2011). Tragic errors: Usability and electronic health records. Interactions, no. 18 (6), pp. 60–63.

11. Sisson, S. D., Dalal, D. (2016). Internal medicine residency training on topics in ambulatory care: A status report. American Journal of Medicine, no. 124 (1), pp. 86–90.

12. Wu, R. C., Morra, D., Quan, S., Lai, S., Zanjani, S., Abrams, H., Rossos, P. G. (2010). The use of smartphones for clinical communication on internal medicine wards. Journal of Hospital Medicine, no. 5 (9), pp. 553–559.

Дата поступления рукописи в редакцию: 01.02.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 22.02.2023.

Дизайн-мышление набирает обороты в сфере здравоохранения — одной из сфер, где инновации приживаются сложнее и позже всего, потому что тестировать новые продукты и менять устоявшиеся системы очень рискованно — на кону стоят жизни людей, которые могут быть подвергнуты опасности, если принятое дизайн-решение будет неверным и неэффективным. Исходя из этого, одной из эффективных практик современности является изучение опыта других стран и внедрения их в своей (применимо к отечественным реалиям). Известно, что технологии упрощают жизнь людей, и не исключением стала сфера здравоохранения, где в настоящее время происходит аккуратное внедрение IT-технологий в повседневную деятельность врачей.

Цель исследования — анализ существующего опыта реализации инноваций в медицинской сфере США, которые явились результатом дизайн-решения.

Задачи исследования: обосновать, что процесс проектирования дизайна в здравоохранении бесконечный, потому что всегда есть процессы в медицине, которые можно подвергнуть инновациям, улучшить, усовершенствовать, сделать идущими в ногу со временем. Разницей с классическим пониманием дизайн-мышления является лишь то, что в данном случае все инновации должны проходить тщательную проверку на основе совместной работы дизайнеров, IT-специалистов и медицинских работников, прежде чем они будут внедрены в жизнь.

На основании анализа прошлого опыта могут проводиться попытки спрогнозировать деятельность дизайна в здравоохранении в ближайшее время. Работа строится на таких методах, как анализ, синтез, поиск информации, обобщение, изучение разнообразных источников информации и классификация.

Системы электронных медицинских карт (EMR или EHR) быстро развертываются в медицинских клиниках США благодаря финансовым стимулам, предусмотренным Законом HITECH 2009 г. В типичной крупной больнице установка полной стационарной системы EMR (и преобразование историй болезни пациентов) может стоить 100 млн долл. или более в течение периода разработки и установки, продолжающегося два года или дольше [9, с. 899]. Государственные стимулы не являются единственным источником затрат в ближайшем будущем, поскольку поставщики способствуют дополнительной экономии десятков миллионов долларов в год на ненужных лекарствах, рабочих часах и других ресурсах, которыми управляют системы.

Для Цитирования:
Юрий Юрьевич Швец, Опыт США в оснащении инфраструктуры медицинских учреждений информационными технологиями как элемент дизайн-мышления. Международная экономика. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: