По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Опыт создания международных финансовых центров на примере Китая

Чуев Д. А. Старший преподаватель, РЭУ им. Г. В. Плеханова 117997, Москва, Стремянный переулок, д. 36, E-mail: Chuev.da@gmail.com
Лец А. О. научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1, E-mail: anastasia.lets@gmail.com

В статье рассматриваются предпосылки и опыт создания международных финансовых центров в Китае. Тема актуальна для РФ, поскольку существует острая необходимостьв создании механизмов финансовой стабильности в России.

Литература:

1. Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3700.

2. Министерство экономического развития Российской Федерации. Министерство экономического развития Российской Федерации — Деятельность — Создание международного финансового центра. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fi nances/creation/.

3. Распоряжение от 19 июня 2013 г. № 1012-р Правительства Российской Федерации. План мероприятий («Дорожная карта») «Создание Международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации».

4. ВЕДОМОСТИ — Набиуллина отложила создание международного финансового центра в Москве на неопределенное время. ВЕДОМОСТИ. [В Интернете] [Цитировано:] https:// www.vedomosti.ru/fi nance/news/2015/06/29/598432-nabiullina.

5. Москва — международный финансовый центр / Moscow — international fi nancial centre. Москва — международный финансовый центр / Moscow — international fi nancial centre. [В Интернете] [Цитировано:] http://www.mfc-moscow.com/index.php?id=19&_eid=112&_shst=3.

6. Бабаев С. С., Давтян М. А. и др. Международные финансовые центры и их роль в развитии мировой экономики. Москва: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2012.

7. Моисеев С. Что нам стоит финансовый центр построить? // Рынок ценных бумаг. 2008. № 10 (361).

8. Чубаров И. Г., Самбурова Е. Н. Шанхай — мировой город «с китайской спецификой» // Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Слуки Н. А. — М.: Аванглион, 2007. С. 169–185.

9. Статистические доклады о социально-экономическом развитии соответствующих городов за 2012. б.м.: Xinhua, 04.09.2010; UN World Urbanization Prospects 2011; ACI, 2013; IMF, 2013., 2012.

10. Финансовые полюсы планеты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ukrtrade.info/ru/fi nance/detail.php?ID=1682

11. Bank of Chinа. Recounting the Development of Hong Kong’s Financial Centre in the Past Decade. May, 2007.

12. GFCI 19 The Overall Rankings. Long Finance. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.longfi nance.net/global-fi nancial-centre-index-19/976-gfci-19-the-overall-rankings.html.

13. GDP (current US$). World Bank Group RSS. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD.

14. Global City Competitiveness Index. 2012.

15. Chen Yuan. Monetary relations between China and Hong Kong. Bank of international settlements, speech at the Bank of England Seminar held in London on 10/9/96.

16. China’s cities’ economic data, Chinese cities’ business information, Chinese cities’ GDP, China’s largest cities, China’s cities’ PMI, Chinese cities’ CPI, China’s most populated cities, China’s top export cities, Chinese cities’ employment rate. China Knowledge — China Business Information. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chinaknowledge.com.

17. Lee Hsien Loong. Financial centres today and tomorrow: a Singapore perspective. Monetary Authority of Singapore, speech at the International Monetary Conference, Singapore. June 4, 2001.

18. Ngiam Kee Jin. Singapore as a Financial Center: New Developments, Challenges, and Prospects. 1996.

В связи с повышением политических рисков на международной финансовой арене выявляется острая необходимость формирования собственных финансовых центров, которые могли бы обслуживать потребности страны. Политика государства, направленная на поддержку и развитие импортозамещения, должна включать в себя финансовое обеспечение, стабильность и независимость отечественных экономических агентов. Помимо обслуживания собственных интересов, данные центры обеспечивают эффективное взаимодействие с иностранными контрагентами.

В 2008 г. в РФ была сформулирована основная концепция отечественного международного финансового центра (далее — МФЦ). В 2009 г. по данной инициативе было принято соответствующее Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р «О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации» [1], а также 5 февраля 2009 г. на заседании Правительства РФ был одобрен проект «Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации», он был разработан силами МЭР РФ, Минфина РФ, ФСФР России Банка России, правительства Москвы, с привлечением представителей бизнеса, финансовых институтов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

По задумке руководства страны создание в Российской Федерации МФЦ должно способствовать повышению привлекательности российских финансовых институтов для национальных и зарубежных участников — инвесторов, эмитентов, финансовых посредников (депозитариев, брокеров и др.) [2]). В качестве ответственных по реализации были определены следующие ответственные исполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, ФСФР России, ФАС России с участием Банка России и рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации (далее — рабочая группа) и другие. В Дорожной карте были утверждены желаемые показатели в качестве индикатора реализации задуманной инициативы по созданию МФЦ.

Для Цитирования:
Чуев Д. А., Лец А. О., Опыт создания международных финансовых центров на примере Китая. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: