По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

Опыт совершенствования правовой базы управления земельными ресурсами московского мегаполиса

С. Ф. Гребениченко доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН, Московская городская Дума, руководитель аппарата Председателя комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике, E-mail: grebenichenko@duma.mos.ru
И. И. Широкорад доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Государственный университет по землеустройству, Первый проректор по учебной работе, E-mail: shirokorad_irina@mail.ru

Реформирование земельных отношений, безусловность защиты прав собственников земли выдвигает задачу законодательного обеспечения интересов субъектов земельных отношений, эффективного использования экономического потенциала закрепленных за ними земельных участков. Опыту совершенствования правовой базы управления земельными ресурсами московского мегаполиса посвящена данная статья.

Реформирование земельных отношений, обеспечение гарантий защиты прав собственников земли выдвигает задачу совершенствования правовой базы с целью максимального удовлетворения экономических интересов субъектов земельных отношений, наиболее эффективного использования экономического потенциала закрепленных за ними земельных участков при соблюдении жестких природоохранных требований, особенно на землях городских поселений.

Эта задача для Москвы — одного из крупнейших мегаполисов мира — особенно актуальна. В настоящее время законодательство субъекта Федерации в области землепользования развивается по двум направлениям: законы, принимаемые по вопросам исключительной компетенции субъекта, и законы, принимаемые по вопросам совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

Именно земельные отношения всегда являлись важнейшей, а если детально разобраться, то и ключевой, составляющей жизни общества. Их роль в новейший период — в век урбанизации и скачкообразного роста мегаполисов, не только не снижается, но, наоборот, существенно возрастает. Неслучайно Конституция Российской Федерации обозначает землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это определяет две взаимосвязанных главных задачи, во‑первых, охрану и, во‑вторых, рациональное использование земли. В данном направлении разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Исключительная роль в законодательном решении этих вопросов в Москве принадлежит Московской городской Думе, взаимодействующей с Правительством Москвы, с отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города. В Москве за 20 лет было принято почти 2 000 нормативных правовых актов по управлению земельными ресурсами, регулированию земельных отношений и землепользованию. Основываясь на общефедеральной нормативной базе, до начала 2000‑х годов московская система нормативных правовых актов, регулирующая земельные отношения, имела ряд принципиальных отличий. Так, например, в то время в столичном мегаполисе городские земли предоставлялись только в аренду, продажа земельных участков в собственность не допускалась.

Для Цитирования:
С. Ф. Гребениченко, И. И. Широкорад, Опыт совершенствования правовой базы управления земельными ресурсами московского мегаполиса. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2014;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: