По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Опыт совершенствования организации труда и производства в ПАО «АвтоВАЗ»

Бухалков М.И. д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Самарский государственный медицинский университет, Самара
Кузьмина Н.М. д-р экон. наук, профессор, Самарский государственный медицинский университет, Самара

В статье раскрывается передовой опыт организации и освоения производства легковых автомобилей на Волжском автозаводе по совместному техническому проекту итальянского автомобильного концерна ФИАТ. Рассматриваются некоторые особенности совмещения капиталистических форм и методов организации труда и производства с фундаментальными принципами социалистического хозяйствования на предприятиях.

Литература:

1. Постановление о строительстве завода АвтоВАЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rus. team/events/podpisano-postanovlenie-o-stroitelstve-zavoda-avtovaz (дата обращения: 14.01.2024).

2. Кацура П.М. АвтоВАЗ и его время [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vdoc.pub/ documents/-4q5djdt2g900 (дата обращения: 12.01.2024).

3. Карпов Е.П. Творцы АвтоВАЗа. Система справедливости [Электронный ресурc]. — Режим с. доступа: litresp.ru/chitat/ru/К/karpov-evgenij-petrovich (дата обращения: 15.01.2024).

4. Бухалков М.И. Организация производства на предприятиях машиностроения. Учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. — Москва: ИНФРА-М. — 2010. — 512 с.

5. Гонзальез Э.Ф., Кондратов Э.М. Это и есть эффективность. Об опыте АвтоВАЗа. — Москва: Политиздат, 1986. — 160 с.

6. Никитина О. АвтоВАЗ на 70 процентов увеличил производство автомобилей в 2023 году // Коммерсант. — 2024. — 10 января.

7. Бухалков М.И. Нормирование труда на Волжском автозаводе // Опыт совершенствования нормирования труда на предприятиях и в объединениях. — Ленинград: ЛДНТП. — 1977. — С. 87–89.

8. Методика разработки равнонапряженных норм труда в поточно-массовом производстве // Научный отчет о НИР. — Москва: ВНТИцентр, 1978. — 132 с.

9. Бухалков М.И. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов. — 4-е издание. Москва: ИНФРА-М, 2014. — 380 с.

10. Методические положения по оценке интенсивности труда рабочих на Волжском автозаводе // Научный отчет о НИР. — Москва: ВНТИцентр, 1990. — 58 с.

11. Ясинский А.И., Смирнов В.М. Ускорение социально-экономического развития объединения. Опыт АвтоВАЗа. — Москва: Машиностроение, 1988. — 264 с.

12. Желнина Е.В. ОАО АвтоВАЗ: школа организаторов труда // Кадровик. — 2007. — № 2.

Волжский автомобильный завод был спроектирован и построен в рекордно короткие сроки. Вся советская страна, союзные республики и крупные города принимали участие во Всесоюзной комсомольской стройке по созданию автомобильного комплекса и сооружению нового автограда, названного именем «Тольятти». Перед генеральной дирекцией и специалистами-управленцами автозавода были поставлены большие задачи: вместе с выполнением строительных работ обеспечить при освоении производства легковых автомобилей совмещение новых форм и методов организации капиталистического производства с рациональными способами социалистического хозяйствования. Поточное производство легковых автомобилей, как теперь известно, означает организационную необходимость соблюдения по всей технологической цепочке плановых показателей выпуска продукции в соответствии с установленным графиком производства. Это предполагает обязательное применение особых методов организации, нормирования и стимулирования труда рабочих и специалистов различных категорий. По проекту нормы труда на сборочном конвейере должны быть установлены равными такту заводского потока выпуска машин. При заданных параметрах проектной производственной мощности и годового фонда работы технологического оборудования он составлял 0,36 минуты, или 22 секунды. Проектные показатели каждой из трех ниток были в три раза больше такта заводского потока, что позволяет рабочим на сборочном конвейере без перенапряжения выполнять операции в течение одной минуты.

Эффективность труда рабочих должна оцениваться не количеством изготовленной продукции или объемом работ, а точным временем на выполнение технологических операций. В оплате труда персонала определяющими должны стать показатели качества работы и квалификации, т. е. тарифный разряд рабочего, отражающий его теоретические знания, производственный опыт и профессиональное мастерство.

Специалистам управления организации и оплаты труда автозавода практически впервые предстояло обеспечить такие организационные условия синхронизации работы сборщиков машин, при которых проектная трудовая норма выработки должна всегда быть единой в пределах такта линии, всесторонне обоснованной и не пересматриваться до очередной реконструкции производства. Следовательно, установленные на сборочном конвейере нормы плановой выработки теперь рабочими не могут, как это повсюду было раньше, ни перевыполняться, ни тем более недовыполняться. При этом эффективность труда рабочих должна оцениваться не количеством изготовленной продукции или объемом работ, а точным временем на выполнение технологических операций. В оплате труда персонала определяющими должны стать показатели качества работы и квалификации, т. е. тарифный разряд рабочего, отражающий его теоретические знания, производственный опыт и профессиональное мастерство [3].

Для Цитирования:
Бухалков М.И., Кузьмина Н.М., Опыт совершенствования организации труда и производства в ПАО «АвтоВАЗ». Главный инженер. Управление промышленным производством. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: