По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опыт совершенствования организации труда и производства в ПАО «АвтоВАЗ»

Бухалков М.И. д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Самарский государственный медицинский университет, Самара
Кузьмина Н.М. д-р экон. наук, профессор, Самарский государственный медицинский университет, Самара

В статье раскрывается передовой опыт организации и освоения производства легковых автомобилей на Волжском автозаводе по совместному Техническому проекту Итальянского автомобильного концерна ФИАТ. Рассматриваются некоторые особенности совмещения капиталистических форм и методов организации труда и производства с фундаментальными принципами социалистического хозяйствования на предприятиях. Представлен опыт Волжского автозавода в обеспечении высокой экономической эффективности организации, планирования и управления.

Литература:

1. Постановление о строительстве завода АвтоВАЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rus.team/events/podpisano-postanovlenie-o-stroitelstve-zavoda-avtovaz (дата обращения: 14.01.2024).

2. Кацура П.М. АвтоВАЗ и его время [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vdoc.pub/documents/-4q5djdt2g900 (дата обращения: 12.01.2024).

3. Карпов Е.П. Творцы АвтоВАЗа. Система справедливости [Электронный ресурc]. — Режим доступа: https://vazbook.libavtograd.ru/mi-part-creators2 (дата обращения: 15.01.2024).

4. Бухалков М.И. Организация производства на предприятиях машиностроения: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. — Москва: ИНФРА-М, 2010. — 512 с.

5. Гонзальез Э.Ф., Кондратов Э.М. Это и есть эффективность. Об опыте АвтоВАЗа. — Москва: Политиздат, 1986. — 160 с.

6. Никитина О. АвтоВАЗ на 70 процентов увеличил производство автомобилей в 2023 году // Коммерсант. — 2024. — 10 января.

Решение о строительстве крупного автомобильного завода в городе Тольятти производственной мощностью 660 тыс. штук легковых машин в год было принято ЦК КПСС и Советом министров СССР 20 июля 1966 г. [1]. Техническим проектом Волжского автозавода предусматривалось быстрое строительство и последовательное введение в действие трех технологических сборочных поточных линий, годовая проектная мощность каждой из которых составляла 220 тыс. легковых автомобилей.

Совместно разработанный российско-итальянский проект с полным производственным циклом был рассчитан на последующее развитие выпуска машин до одного миллиона в год и соответствовал высоким достижениям мировой науки в организации массово-поточного автомобильного производства. Проектирование и строительство завода велось фактически не только одновременно, но почти всегда круглосуточно из трех центров управления: Москва, Турин, Тольятти. На автомобильный концерн ФИАТ также возлагалось технологическое оснащение автозавода современным европейским оборудованием, профессиональное обучение и подготовка специалистов производства [2].

Создание и освоение современного автомобильного комплекса потребовало от заводских специалистов разработать и внедрить особую, отличную от других отечественных предприятий, новую систему рационального хозяйствования, прогрессивную организацию производства и выпуска со сборочного конвейера автомобилей. Впервые в отечественном машиностроении страны предстояло совместить существующие фундаментальные правила плановой социалистической экономики и капиталистические методы организации и управления производством, без чего было невозможно обеспечить максимально высокую эффективность работы крупнейшего автомобильного комплекса. По авторитетному заключению П. М. Кацуры, заместителя генерального директора Волжского автозавода по экономике и планированию, главными причинами несовпадения проектной и советской системы управления производством автомобилей были применяемые на наших предприятиях устаревшие подходы к планированию производства, методы организации, нормирования и оплаты труда, а также законсервированные принципы управления экономикой страны, отдельными отраслями промышленности, машиностроительными и автосборочными предприятиями [2].

Для Цитирования:
Бухалков М.И., Кузьмина Н.М., Опыт совершенствования организации труда и производства в ПАО «АвтоВАЗ». Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала