По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опыт реализации инициативных практик

Алексей ДИДЕНКО председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел круглый стол на тему «Инициативное бюджетирование как механизм поддержки местных инициатив и участия населения в решении вопросов местного значения». Как отметил председатель Комитета А. ДИДЕНКО, необходимость обобщения разнообразных практик привлечения граждан для решения вопросов местного значения, а также использование различных терминов, более характерных для зарубежного опыта («партиципаторное бюджетирование», «партисипаторное бюджетирование»), привела к появлению в России единого термина — «инициативное бюджетирование». При этом важнейшим свойством инициативного бюджетирования должно являться право граждан и их объединений на выбор проектов в рамках решения вопросов местного значения, исполнения полномочий и прав местного самоуправления. Наш корреспондент предлагает ознакомиться с некоторыми выступлениями участников встречи.

Те механизмы и инструменты, которые в федеральном законодательстве ранее были закреплены и направлены на привлечение граждан к участию в решении вопросов местного значения с их финансовым участием, должного развития не получили. Таковых институтов сегодня два. Это самообложение граждан и добровольные пожертвования граждан. Вот два легальных инструмента, которые граждане могут привлекать для решения вопросов местного значения по собственной инициативе и с привлечением собственных средств.

Что касается самообложения

Несмотря на увеличение доли бюджетных средств, которые граждане собирают для решения вопросов местного значения, их объем весьма незначительный. В 2017 году объем средств самообложения граждан консолидированно по стране вырос на 12 % по отношению к 2016 году и составил 240 млн рублей. Но этот механизм широко применяется только в Республике Татарстан. 85 % обозначенных средств собрано именно в Татарстане. В 1687 муниципальных образованиях применялось самообложение, что составляет всего 7,6 % от общего количества муниципалитетов страны. То есть механизмы работают, средства привлекаются, однако широкого распространения данный инструмент в целом по стране не получил.

Добровольные пожертвования

Здесь еще более плачевная ситуация. После внесения их в соответствующие бюджеты публично-правовых образований они зачисляются в качестве неналоговых доходов, однако дальнейшая возможность у граждан проследить эффективность и целевой характер этих средств, к сожалению, отсутствует, и это обусловливает низкий интерес к такому виду соучастия граждан в решении вопросов местного значения.

В настоящее время формируется и получает всё большее распространение инновационный институт привлечения граждан к участию в софинансировании проектов и мероприятий, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при условии их финансового сообеспечения из соответствующих региональных и местных бюджетов, а именно институт инициативного партисипаторного бюджетирования.

Для Цитирования:
Алексей ДИДЕНКО, Опыт реализации инициативных практик. Глава местной администрации. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: