Но начнем по порядку. Идея завести музейный Telegram витала давно, однако ни ресурса, ни острой необходимости до весны 2022 года в этом не было. Во-первых, сама платформа не была особо востребована музейщиками — предпочтение отдавалось более привычным ВКонтакте, Instagram1 и Facebook1, где, помимо текста, удобно было размещать картинки и видео. Во-вторых, до 2020 года Telegram и вовсе был заблокирован в России, поэтому в пандемийный приток подписчиков и охватов не попал, зато вышеперечисленные ресурсы развивались бешеными темпами, в том числе и в музейной среде. В-третьих, делать «кальку» с уже существующих социальных сетей мне, как SMM-специалисту, не хотелось. Нужна была отдельная концепция и понимание, для чего канал ведется, в то время как основные силы были брошены на развитие других страниц. Но жизнь, как известно, вносит свои коррективы. Как только в запрещенном Instagram1 количество подписчиков страницы Исторического музея побило отметку в 111 тыс. человек, эта платформа оказалась недоступна.
Канал в Telegram, который сейчас именуется «Исторический музей. Официально», существует с 2021 года. Изначально он задумывался нашими коллегами как неофициальный канал о музейной жизни и просветительских мероприятиях. Публикации выходили достаточно редко и не отличались разнообразием. К концу 2021 года мы подключились к работе над каналом и периодически размещали там информационные анонсы. В конце концов коллеги любезно согласились передать канал нам в пользование, и тут началось самое интересное. Аудитория массово стала переезжать в Telegram, и мы не стали исключением. Бюджета на платное продвижение в онлайн-пространстве у нас нет, поэтому все методы, которые будут описаны далее — бесплатные.
Одно из отличий Telegram от других платформ, на мой взгляд, заключается в том, что платформа (пока еще) диктует свои условия существования контента. Каналы в ленте находятся вперемешку с личными чатами, а чтобы «поймать» аудиторию, недостаточно только постоянно постить — нужно постоянно генерировать материалы, которыми другие захотят поделиться.