По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-10-2111-07

Опыт разных стран в борьбе с коронавирусной инфекцией

Гулябин Константин Робертович к. мед. н., краевая клиническая больница, врач-пульмонолог, г. Хабаровск, KGulabin4@mail.ru

Пандемия коронавируса стала первой эпидемией, поразившей человечество в XXI веке, и серьёзным вызовом для систем здравоохранения различных стран мира, большинство из которых оказались абсолютно не готовы к такому масштабу проблемы. Начавшись в Китае в конце 2019 года, инфекция быстро распространилась по всему миру. В разных странах были предприняты различные по своему содержанию беспрецедентные меры, направленные на сдерживание коронавируса — в одних делался упор на жёсткую изоляцию и разобщение людей, в других на массовое тестирование, в-третьих на самоизоляцию граждан, прибывающих из-за рубежа — социальные меры показали в ряде случаев большую эффективность, чем медицинские мероприятия. В развитых странах Восточной и Юго-Восточной Азии благодаря достаточной сознательности граждан и высокому уровню доверия к правящим властям мероприятия по локализации эпидемии прошли весьма успешно, в то время как в некоторых странах Южной Америки и Индии эпидемия приняла масштабы национального бедствия. По истечению почти двух лет с начала пандемии всё ещё рано говорить о сколько-либо значимых прогнозах, однако благодаря начавшейся в большинстве стран массовой вакцинации перспектива сдерживания дальнейшего распространения инфекции становится реальной.

Литература:

1. Беспалов С. В, Марача М.Г. Опыт борьбы с пандемией коронавируса CОVID-19 в странах Азии. // Мониторинг экономической ситуации в России. — 2020. — № 11. — С. 146–157.

2. Никифоров В.В., Суранова Т.Г. Новая коронавирусная инфекция (Covid-19): клинико-эпидемиологические аспекты. // Архив внутренней медицины. –2020. — № 2. — С.87–93.

3. Шифман Е.М., Иоскович А.М. Обзор рекомендаций по ведению беременных с COVID19: что должен знать акушерский анестезиолог. //Вестник акушерской анестезиологии. —2020. —№ 3. — С. 111–121.

1. Bespalov S.V., Maracha M.G. Opyt borby s pandemiei koronavirusa COVID-19 v stranakh Azii [Experience in dealing with the COVID-19 coronavirus pandemic in Asia]. // Monitoring ekonomicheskoi situatsii v Rossii [Monitoring the economic situation in Russia]. — 2020. — No. 11. — P. 146–157. (In Russ.)

2. Nikiforov V.V., Suranova T.G. Novaia koronavirusnaia infektsiia (Covid-19): kliniko-epidemiologicheskie aspekty [Novel coronavirus infection (Covid-19): clinical and epidemiological aspects]. // Arkhiv vnutrennei meditsiny [Archives of Internal Medicine]. — 2020. — No. 2. — P. 87–93. (In Russ.)

3. Shifman E.M., Ioskovich A.M. Obzor rekomendatsii po vedeniiu beremennykh s COVID19: chto dolzhen znat akusherskii anesteziolog [Overview of guidelines for the management of pregnant women with COVID19: what an obstetric anesthesiologist should know]. // Vestnik akusherskoi anesteziologii [Bulletin of obstetric anesthesiology]. — 2020. — № 3. — P. 111–121. (In Russ.)

Китай объявил миру о начале эпидемии в конце декабря 2019 года, однако считается, что первые случаи заболевания со смертельным исходом были зарегистрированы там ещё в ноябре. Достаточно развитая система здравоохранения Китая оказалась не готова к бедствию такого масштаба — в больницах моментально образовались огромные очереди, в которых передача инфекции ускорялась в разы. Лечебные учреждения моментально оказались переполненными, но следует отдать должно высокой мобилизационной активности китайских властей — буквально за две недели было собрано два огромных мобильных госпиталя. Серьёзные недостатки в деятельности системы здравоохранения были в дальнейшем компенсированы благодаря колоссальному мобилизационному потенциалу, продемонстрированному китайской системой партийно-государственного управления. Все ключевые решения принимались лично Генеральным секретарём и Председателем КНРС и Цзиньпинем, который взял под собственный контроль деятельность всей системы проводимых противоэпидемиологических мероприятий. Китай закрыл крупнейшие города, в которых наблюдался эпицентр эпидемии, и ограничил сообщение между провинциями. Ухань был разбит на сектора, а перемещение внутри города жёстко блокировано силами армии и полиции.

Для обеспечения контроля над контактами и передвижениями граждан были задействованы новейшие информационные технологии. При помощи специальной программы проводилось отслеживание всех лиц, которые, возможно, могли контактировать с заболевшим, и прослеживалось соблюдение их дальнейшей изоляции. В одном только Ухане было задействовано около 1800 мобильных бригад, в состав которых входил эпидемиолог, лаборант и полицейский. Этими бригадами ежедневно отслеживалось десятки тысяч контактов — как в очном порядке, так и через систему визуального наблюдения. Как только коронавирусная инфекция была зарегистрирована у нового пациента, специальная система видеонаблюдения в городе в течение нескольких минут устанавливала перемещения и контакты больного. После установления контактных лиц члены мобильных бригад, как правило, представители полиции, обращались к базе данных и выясняли место проживания, а также телефоны контактировавших с больным граждан и предупреждали о необходимости самоизоляции с посещением в случае необходимости врача. Стоит отметить, что практически все китайские граждане неукоснительно выполняли эти правила. В результате заболеваемость среди контактных лиц не превышала 5%. По мнению ВОЗ, жёсткий мобилизационный подход Китая в сочетании с организационными и медицинскими мерами явился единственно возможным для сдерживания, а затем и подавления COVID-19 в этой стране [1].

Для Цитирования:
Гулябин Константин Робертович, Опыт разных стран в борьбе с коронавирусной инфекцией. Справочник врача общей практики. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: