Мы живем в обществе, а именно в социальном обществе, где перед нами открыты все пути, и мы свободны в своем выборе. Мы живем в обществе, ценящем победу и победителей — это очень хорошо, но одновременно это общество старается не видеть наши проблемные неблагополучные семьи, неблагополучных граждан, которые, как правило, злоупотребляют спиртными напитками. Мы проходим мимо них, делая вид, что не увидели, не услышали их, а если даже столкнулись с ними, то бросаем фразы: «Сам виноват», «Это их выбор» и стараемся быстрее ретироваться (здесь не говорится про государственные службы, общественные объединения, граждан, которые по долгу своей службы или по внутреннему призванию всегда окажут помощь нуждающимся). Уверен, такие взаимоотношения с лицами, злоупотребляющими алкоголем, к сожалению, происходят практически в каждом населенном пункте не только нашей Родины, но и за ее пределами.
В своей статье хочу поделиться опытом, реализованным на территории нашего района, идейным вдохновителем и руководителем которого является глава районной администрации. Два года назад он, вступив в должность, изучил каждый населенный пункт района (немного цифр: население района 45 тыс. человек, 91 населенный пункт в 15 сельских поселениях), познакомился с жителями, обобщил проблемы сел, которыми часто оказались безработица и пьянство. Ни для кого не секрет, что в сельской местности работы хватает не всем, в результате чего многие мужчины делают свой выбор в пользу выпивки, а где-то и женщины не отстают, а страдают от всего этого дети, воспитывающиеся в этих семьях. По итогам объезда района глава администрации не стал ограничиваться только рамками Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — его беспокоила судьба этих неблагополучных семей, безопасность детей. Какие действия принимать?
Как полагается, для выработки вектора работы с неблагополучными семьями провели совещание, куда были приглашены ответработники районной администрации, главы сельских поселений, социальные службы района (отделение «Семья» министерства труда и защиты населения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел образования, отдел культуры, отдел опеки и попечительства, центр занятости, районная больница, полиция, общественные организации), где выяснилось, что каждая организация ведет свой список (учет) этих семей, граждан, и в районе нет единой базы, оно и понятно: каждый работает по своему направлению, не было согласованных действий. Бывало даже так, что одну и ту же семью, не зная, до обеда посещали специалисты отдела «Семьи», а после обеда к ним наведывались специалисты из КДН и ЗП. По итогам совещания было решено обобщить списки всех организаций и выработать единую базу. Сказано-сделано: в результате имеем список из 560 семей и одиноко проживающих граждан, в той или иной мере подпадающих под понятие «неблагополучные» (это семьи или граждане с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены). Списки обобщили, а что дальше? А дальше, на постоянной основе, практически еженедельно, проводим совещания со всеми вышеперечисленными организациями под названием «Социальный час», цель которого — держать под «контролем» эти семьи, не дать им сойти с пути и помочь преодолеть трудную жизненную ситуацию. На «Социальном часе» каждый глава сельского поселения докладывает по своим семьям из списка, социальные службы — о проделанной работе с ними, с которыми работают в «ручном» режиме. В результате мы имеем общую картину по району. Сразу оговорюсь, что работа не простая, сложная, но систематичность посещения наших объектов воздействия приносит свои плоды. Пока налаживали внутреннюю систему «Социального часа», наступал календарный 2019 год, у большинства жителей началась предновогодняя суета, у наших же «клиентов» очередной повод употребить крепкие напитки и погрузиться в свой мир, где не надо ничего: ни семьи, ни детей, ни здоровья. Чем ближе наступал новогодний праздник, тем больше вызовов поступало в полицию о семейном дебоше, в скорую помощь о замерзшем односельчанине или алкогольной интоксикации соседа — и практически все они из нашего списка. Следующим этапом нашей совместной работы стало то, что руководителем района были подобраны ответственные специалисты, за каждым из которых был закреплен один из пятнадцати сельских поселений. Далее каждый глава сельского поселения методом обхода и сарафанного радио составил список жителей и семей из группы риска, которые на тот момент уже начали праздновать. С этого момента, ежедневно, два раза в сутки, ответственный из центра совестно с главой или депутатом сельского поселения посещал своих подопечных с целью контроля, чтобы «отдыхающий» в пьяном угаре не замерз, не совершил пожар, не собрал притон и т. д. От такого пристального внимания со стороны некоторые из списка прекратили свой праздник досрочно — им стало стыдно. С остальными же, кто не прекратил злоупотреблять алкоголем, работа была продолжена вплоть до окончания новогодних каникул. Тем, кто самостоятельно не смог остановиться от запоя, была оказана специализированная помощь в больнице. Если в семье воспитываются дети и родителям было не до них, если вместо елки у них очередная бутылка, то ребятишек изымали из семей, конечно же, с разрешения самих родителей — таков закон, для временного устройства в детский лагерь, который специально подготовили на этот случай. С детьми по специальным программам занимались воспитатели, они посещали бассейн и получали полноценное питание, для некоторых из них все это было первый раз в жизни — жаль этих детей. Что в результате имеем: дети в безопасности, новогодний праздник и каникулы наполнены положительными эмоциями.