В конце марта 2020 года в Москве был введен режим самоизоляции, в связи с чем регулярные занятия изостудии в музее по привычному расписанию стали невозможны. Студийцы оказались лишены возможности рисовать в экспозиции музея, поэтому пришлось на время отойти от анималистики — профиля изостудии и посвятить это время изучению, повторению и закреплению базовых знаний по изобразительному искусству. Затянувшееся время самоизоляции позволило на новом уровне изучить ряд основополагающих тем.
Работа изостудии уже много лет информационно сопровождалась группами в Facebook и WhatsApp. Первая служила для публикации визуальных материалов, вторая — для информационного обмена и мгновенных сообщений. Однако в новых условиях появилась необходимость в дополнительных средствах коммуникации с учащимися. Что же добавилось? Добавился канал на YouTube, а для создания учебных видеороликов на нем потребовалась программа Free Cam 8 для записи с экрана.
Наша работа была построена следующим образом. Ссылка на новое задание публиковалась как в WhatsApp, так и в группе в Facebook. Работы учащихся, которые они делали по публикуемым материалам и заданиям, приходили в WhatsApp (не всегда в общую группу, многие предпочитали личное общение с преподавателем). Руководитель изостудии давал письменные комментарии в WhatsApp каждому автору: сообщалось, что нужно исправить, или подчеркивались сильные стороны работы. Присланные работы публиковались в группе в Facebook, и это позволяло всем учащимся увидеть результаты работы, как это было бы при очном обучении в музее. Хочется отметить, что студийцы работали очень интенсивно, несмотря на то что многие оказались на даче с минимумом художественных материалов.
Разумеется, изменилась и методика проведения занятий, поскольку тематические уроки изостудии стали проводиться в видеоформате. Занятия включали подробное изложение темы, множество наглядных примеров и собственно творческие задания для учащихся.
Тема могла развиваться в несколько этапов и на нескольких уроках, от простого к более сложному. Так, несколько видеоуроков цикла были посвящены декоративному искусству. Сюда вошли: «Орнамент», «Декоративный пейзаж» (два занятия), «Декоративный портрет» и «Витраж». Декоративное искусство понятно людям любого возраста и позволяет ярко заявить о себе даже очень юному художнику. Поэтому первой темой стало занятие «Декоративный пейзаж» для детей дошкольного возраста. В дальнейшем ограничения по возрасту на занятиях не было. Дети смотрели видеоуроки вместе с родителями, и, таким образом, обучение было доступно в полной мере не только учащимся, но и их родственникам. Это расширяло образовательные возможности, приобщало к искусству более широкую аудиторию и в это непростое с психологической точки зрения время объединяло семью.