На итоговой коллегии Росреестра 21 марта 2019 г. министр экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкин указал на необходимость проведения полной инвентаризации земли и другой недвижимости1 . Действительно, за постсоветское время в правовом и фактическом состоянии земель и земельных участков произошли значительные изменения, в результате которых многие официально учтенные и зарегистрированные данные о них оказались неактуальными [5, 6, 9]. А это и нарушения земельных прав граждан и юридических лиц, и пустующие, непонятно кому принадлежащие участки, и споры по границам участков, и недополученные налоги и сборы.
Поэтому проведение инвентаризации земель необходимо. Оно должно быть основано на нормах законодательства и учитывать опыт прежних лет.
В настоящее время правовой основой проведения инвентаризации земель в стране является принятый еще в 2001 г. Федеральный закон № 78‑ФЗ «О землеустройстве», согласно ст. 9 которого инвентаризация земель является одним из видов землеустроительных работ и проводится для того, чтобы получить информацию об их количественном и качественном состоянии. Статья же 13 указанного закона определяет ее цель — выявление неиспользуемых земельных участков, а также таких, которые используются нерационально или не по целевому назначению (либо не в соответствии с разрешенным использованием), и других характеристик земель. При этом ст. 19 указанного закона материалы инвентаризации земель признаны одним из видов землеустроительной документации.
На практике цели и задачи проводимых инвентаризаций земель могут быть различными, и, как правило, их определяют заказчики данных работ [1] — федеральные или региональные органы, муниципалитеты, крупные корпорации, использующие значительные земельные площади, иные правообладатели земельных участков.
Как показывает анализ практики проведения инвентаризаций земель в нашей стране и в зарубежных государствах в зависимости от поставленных при инвентаризации задач ее подразделяют на два типа: полную и целевую.