*Литвинова Н.П., Саморуков В.И. Опыт признания компетенций, полученных в неформальном и информальном образовании, в зарубежных странах // Современное образование. — 2015. — № 4. — С. 17–35. — DOI: 10.7256/24098736.2015.4.16070. — URL: http://e-notabene.ru/pp/article_16070.html.
В 2009 году на основе национальных докладов Институтом ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни был подготовлен Глобальный доклад об обучении и образовании взрослых, дана оценка ситуации, разработана аннотированная повестка дня, предложен проект итогового документа КОНФИНТЕА VI «Беленские рамки действий» [1] и были определены три самые важные, активно обсуждаемые темы:
• совершенствование законодательства в области образования взрослых;
• пути активизации участия населения в образовании взрослых;
• официальное признание компетенций, полученных за пределами формального образования.
Степень разработанности национального законодательства в области образования взрослого населения отражается на уровне охвата взрослого населения образованием. Это подтверждается, например, в странах Европейского союза, где образование на протяжении жизни в первую очередь ориентировано на людей в возрасте от 25 до 64 лет. Таблица дает представление о том, как в государствах Европейского союза обеспечивается право на образование на протяжении жизни.
Скандинавские страны имеют длительные традиции в предоставлении возможности обучения на протяжении жизни. Кроме обучающих программ, основанных на обучении на производстве, также имеются либеральные образовательные программы для взрослых, которые предоставляются как обычными государственными школами, так и муниципальными образовательными учреждениями, а также через разнообразные программы для безработных. Организации, которые предоставляют возможность обучения на протяжении жизни в Скандинавских странах, — Ассоциации образования взрослых и Высшие народные школы. Программы и услуги, которые предоставляются в Скандинавских странах, в целом похожи.