По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Опыт признания компетенций, полученных в неформальном и информальном образовании, в зарубежных странах*

Литвинова Нина Петровна профессор кафедры менеджмента и права Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, доктор экономических наук Россия, 198188, г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 18, E-mail: ninalitvinova@mail.ru
Саморуков Вячеслав Иванович директор Центра дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, кандидат педагогических наук Россия, 194021, г. Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50, оф. 1801, E-mail: dop.obr.pk@gmail.com

В статье показано, что большинство стран реформируют свои системы получения квалификации, в которых системы признания формального и свободного обучения являются важным компонентом. Главной задачей большинства реформ является создание понятных и гибких систем. Другой задачей является создание перехода из одной части формального образования и подготовки в другую настолько прямо, насколько это возможно. Несмотря на различия используемых теорий и практических действий, проблемы, противоречия и препятствия на пути к признанию неформального и свободного обучения являются одинаковыми вне зависимости от страны и региона. Поскольку указанные проблемы носят общий характер, то и поиски их решения осуществляются коллективно. Одним из действенных инструментов продвижения системы признания компетенций является проведение ежегодных европейских форумов по проблемам совершенствования европейской кредитной системы профессионально-технического образования и обучения.

Литература:

1. КОНФИНТЕА. VI Международная конференция по образованию взрослых «Жить и учиться ради благополучного будущего»: Заключительный доклад. — URL: http://www.unesco.org/en/confi nteavi.

2. Литвинова Н.П. Создание оптимальной модели управления системой образования взрослых // Образование взрослых — глобальный диалог. — СПб., 2003.

3. Academic Credit Bank System // Ministry of Education, Science and Technology. — Seoul, 2009.

4. European Credit system for Vocational Education and Training (ECVET). — URL: http://www.ec.europa.eu/education/policy/vocational-policy/ecvet_ en.htm.

5. Еurostat. — URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/ index.php/Education_statistics_at_regional_level/.

6. Lifelong Learning in Europe. — 2008. — № 3.

7. Michel Feutrie. Признание индивидуального опыта в контексте пожизненного обучения. Признание неформального и свободного обучения во Франции // Lifelong Learningin Europe. — 2008. — № 3.

8. Refi ne. — URL: http://www.eucen.org/refi ne.

9. The Canadian Information Centre for International Credentials (CICIC) is a unit of the Council of Ministers of Education, Canada (CMEC). — URL: http:// www.oise.utoronto.ca.

10. Transfi ne. — URL: http://www.transfi ne.net.

11. Tuning. — URL: http://www.tuning.unideusto.org/tuningeu.

*Литвинова Н.П., Саморуков В.И. Опыт признания компетенций, полученных в неформальном и информальном образовании, в зарубежных странах // Современное образование. — 2015. — № 4. — С. 17–35. — DOI: 10.7256/24098736.2015.4.16070. — URL: http://e-notabene.ru/pp/article_16070.html.

В 2009 году на основе национальных докладов Институтом ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни был подготовлен Глобальный доклад об обучении и образовании взрослых, дана оценка ситуации, разработана аннотированная повестка дня, предложен проект итогового документа КОНФИНТЕА VI «Беленские рамки действий» [1] и были определены три самые важные, активно обсуждаемые темы:

• совершенствование законодательства в области образования взрослых;

• пути активизации участия населения в образовании взрослых;

• официальное признание компетенций, полученных за пределами формального образования.

Степень разработанности национального законодательства в области образования взрослого населения отражается на уровне охвата взрослого населения образованием. Это подтверждается, например, в странах Европейского союза, где образование на протяжении жизни в первую очередь ориентировано на людей в возрасте от 25 до 64 лет. Таблица дает представление о том, как в государствах Европейского союза обеспечивается право на образование на протяжении жизни.

Скандинавские страны имеют длительные традиции в предоставлении возможности обучения на протяжении жизни. Кроме обучающих программ, основанных на обучении на производстве, также имеются либеральные образовательные программы для взрослых, которые предоставляются как обычными государственными школами, так и муниципальными образовательными учреждениями, а также через разнообразные программы для безработных. Организации, которые предоставляют возможность обучения на протяжении жизни в Скандинавских странах, — Ассоциации образования взрослых и Высшие народные школы. Программы и услуги, которые предоставляются в Скандинавских странах, в целом похожи.

Для Цитирования:
Литвинова Нина Петровна, Саморуков Вячеслав Иванович, Опыт признания компетенций, полученных в неформальном и информальном образовании, в зарубежных странах*. Ученый совет. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: