Разработанные первые прототипы систем электронного обучения были внедрены в производство в 1993 г. [1]. В эти и последующие годы программные комплексы начали постепенно вытеснять ручные циклы обучения и контроля знаний и применялись вначале для организации качественной и своевременной аттестации, а затем для подготовки и аттестации персонала по безопасности производства, для приобретения устойчивых безопасных производственных навыков, обеспечивающих снижение производственного травматизма и производственно обусловленной заболеваемости, связанных с необученностью работников.
К настоящему времени появились многофункциональные сетевые программные комплексы подготовки и аттестации персонала по безопасности производства (МСПК ПАПБП), включающие автоматизированные рабочие места ответственных за подготовку и аттестацию работников и рабочие места для обучения персонала, позволяющие организовать эффективные обучение и контроль знаний по безопасности производства с приобретением надежных профессиональных навыков [2–4].
Показательной можно рассматривать динамику преобразования содержания и стиля работы службы охраны труда Карельского филиала ОАО «Ростелеком» (до 2011 г. ОАО «Электросвязь Республики Карелия», а затем Карельский филиал ОАО «СевероЗападный Телеком») в части обучения персонала безопасным приемам труда и проверки знаний работающих по безопасности производства.
Первыми программные комплексы для подготовки и аттестации персонала по электробезопасности и охране труда приобрели и ввели в эксплуатацию Костомукшский (1996 г.) и Медвежьегорский (2001 г.) районные узлы связи ОАО «Электросвязь Республики Карелия» для локальных компьютеров, преимущественно для учебных классов. Начиная уже с этого времени руководители районных узлов рассматривали возможность решения назревающей потребности автоматизации процесса ежегодной подготовки и аттестации персонала по безопасности производства, проводимыми ранее комиссиями традиционными ручными способами.
Однако дальше пилотной эксплуатации программного комплекса энтузиастами службы охраны труда районных узлов связи дело не пошло. Руководители структурных подразделений предпочитали лично принимать экзамены у подчиненных, время и затраты на проведение ежегодных экзаменов тогда никто не учитывал. Не уделялось должного внимания обязательной контролируемой основательной подготовке до аттестации.