По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 69

Опыт предотвращения катастроф в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений

А. Б. Тринкер доктор технических наук

На строительных объектах катастрофы происходили во все времена и в разных странах. Автор статьи — доктор технических наук Александр Борисович Тринкер анализирует собственный опыт ликвидации аварийных ситуаций, а также вспоминает аналогичные случаи из практики своего отца — Бориса Давидовича Тринкера, заведующего Центральной лабораторией специальных и высотных конструкций и сооружений Минмонтажспецстроя СССР.

Литература:

1. Локшин В. Г., Тринкер Б. Д. Новое направление в строительстве жилых, общественных зданий и специальных высотных сооружений. ЦБНТИ. Монтажные и специальные строительные работы. — М., 1992. — № 7. — С. 3–7.

2. Тринкер А. Б. Единая система скоростного бетонирования высотных сооружений // Бетон и железобетон. — 1983. — № 12. — С. 20–21.

3. Тринкер А. Б. Новый цемент в сборном и монолитном бетоне и железобетоне // Строительные материалы. — 1992. — № 12. — С. 17–19.

4. Тринкер А. Б. Покрытия возводятся без лесов // Журнал ВДНХ СССР. — 1974. — № 9. — С. 32–33.

5. Тринкер Б. Д. Инструкция по бетонированию конструкций тяжелых морских причалов, возводимых в условиях низкотемпературной среды. ВСН 336–76. Минмонтажспецстрой СССР. — М., 1977. — С. 1–60.

6. Тринкер Б. Д. Инструкция по  возведению монолитных железобетонных труб и  башенных градирен. ВСН 430–82. Минмонтажспецстрой СССР. — М., 1982. — С. 1–86.

7. Тринкер Б. Д. Инструкция по  выбору состава бетона и  технологии бетонирования при креплении шахтных стволов, проходимых в сложных гидрогеологических условиях. ВСН 326–74. Минмонтажспецстрой СССР. — М., 1974. — С. 1–32.

8. Тринкер Б. Д. Инструкция по  противокоррозионной защите и  ремонту полимерными материалами дымовых промышленных труб и других специальных высотных железобетонных сооружений. ВСН 344–75. Минмонтажспецстрой СССР, ЦБНТИ. — М., 1976. — С. 1–62.

9. Тринкер Б. Д. Современное состояние исследований, проектирования и строительства монолитных промышленных труб. Доклад на Всесоюзной конференции «Современные проблемы разработки, проектирования, возведения и эксплуатации монолитных железобетонных труб». Москва, ВДНХ СССР, 27–29 октября 1983 года.

10. Тринкер Б. Д. Указания по применению бетона с добавкой концентратов сульфитно-дрожжевой бражки. СН 406–70. Госстрой СССР. — М., 1970.

11. Тринкер Б. Д. и др. Рекомендации по применению суперпластификатора ЛТМ в бетоне и железобетоне. Госстрой СССР. — М., 1987.

12. Тринкер Б. Д., Демина Г. Г. Бетоны высокой морозостойкости для высотных сооружений, возводимых в  зимнее время. RILEM-1975. Москва, Второй международный симпозиум по зимнему бетонированию. — Т. 2. — С. 270–281.

13. Тринкер Б. Д., Заседателев И. Б., Демина Г. Г. Исследование влияния однократного замораживания на  нарастание прочности бетона. ВНИПИ «Теплопроект» // Специальные бетоны и сооружения. — 1976. — № 41. — С. 14–21.

14. Тринкер Б. Д., Садакова В. Н., Кокин А. А. Полимерсиликатные бетоны для сборных и  монолитных конструкций и  сооружений // Специальные строительные работы. ММСС СССР. — 1990.— № 2.— С. 18–23.

15. Тринкер Б. Д., Уздин Г. Д., Тринкер А. Б., Чирков Ю. Б. Опыт применения полифункционального пластификатора ЛТМ // Бетон и железобетон. — 1989.— № 4.— С. 4–5.

16. Хаммер А. Мой век двадцатый. Пути и встречи. — М.: Прогресс, 1988. — С. 1–304.

17. Шестоперов С. В., Тринкер Б. Д., Стольников В. В., Гинзбург Ц. Г. Инструкция по  изготовлению бетона с  применением пластифицированного цемента или обычного цемента с  добавкой на  месте работ концентратов сульфитно-спиртовой барды (ИМ-202–51). — М.: Госстройиздат, 1951.

Опыт обследования аварийных сооружений показывает, что техногенная катастрофа  — это результат ошибок на  всех стадиях строительства: проектирования, подготовки, организации и  производства работ, эксплуатации. Происхождение катастроф  — это наслоение различных дефектов, нарушений и  отклонений, но  основным является так называемый «человеческий фактор».

Промышленные катастрофы и аварийные ситуации, возникшие в середине ХХ века, послужили поводом создания новых материалов, технологий и  базовых нормативных документов, способствовавших предотвращению новых техногенных катастроф.

На ТЭЦ комбината «Марица-Восток» в  1961–1962  годах была построена самая большая на Балканах дымовая труба высотой 180  м при участии советских специалистов.

Штаб строительства возглавлял непосредственно генеральный секретарь компартии Болгарии Тодор Живков.

Однако в  период монтажа внутренней футеровки случился пожар. Большая высота оболочки трубы стала причиной возникновения огромной тяги внутри ствола, в  итоге температура достигала нескольких сотен градусов Цельсия, что привело к  деформации всех конструктивных элементов опалубки и  шахтоподъемника, а в бетоне трубы возникли трещины и вырывы.

Перспектива была одна: сносить дымовую трубу высотой 180 м и  строить заново, вынужденно перенося сроки ввода в  эксплуатацию всего комбината минимум на  два года. Успешно решить эту проблему удалось руководителю Центральной лаборатории высотных и  специальных конструкций и  сооружений (№  10) ВНИПИ «Теплопроект» Минмонтажспецстроя СССР Б. Д. Тринкеру, которого срочно вызвали к месту катастрофы.

Тринкер лично провел обследование поверхности оболочки аварийной дымовой трубы по всей высоте при помощи подвесной строительной люльки и  предложил выполнить восстановление несущей способности трубы в  соответствии с  только что отработанной в  его лаборатории новейшей методикой ремонта строительных конструкций и сооружений.

Для Цитирования:
А. Б. Тринкер, Опыт предотвращения катастроф в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала