В научной литературе формы обучения в виде онлайн-деятельности представлены следующей классификацией [1, 2]:
• обучение с применением сети Интернет (минимальное использование онлайн-деятельности);
• смешанное обучение (до 45 % онлайн-деятельности);
• гибридное обучение (45–80 % деятельности в режиме онлайн);
• дистанционная форма обучения (более 80 % от общего учебного времени).
Существуют два варианта гибридного обучения — это смешение очного и дистанционного обучения, а также смешение структурированного и неструктурированного обучения [3, 4].
Гибридное обучение обладает следующими свойствами:
• сочетание коллективного обучения и индивидуального обучения;
• сочетание синхронного обучения и асинхронного обучения;
• сочетание самостоятельного и группового обучения;
• сочетание формального и неформального обучения с точки зрения его реализации в течение всей жизни (англ. Lifetime Learning).
В процессе гибридного обучения необходимо соблюдать ряд принципов, которые направлены на согласованное использование цифровых технологий в единой образовательной и технологической логике, создание доступности для конкретного обучающегося при помощи сети Интернет, полезность в формировании новых возможностей.
Необходимо отметить, что гибридное обучение развивает:
• способность к комплексному решению задач;
• способность критически мыслить;
• креативность;
• способность эффективно взаимодействовать с другими людьми;
• способность принимать и нести ответственность за свои решения;
• стремление обучаться в течении всей жизни.
В образовательной педагогической практике используются такие модели гибридного обучения, как:
• ротационная (the Rotation Model) — чередование электронного обучения (занятия за компьютером или веб-обучение) и работы в аудитории совместно с преподавателем;
• гибкая модель (the Flex Model) — преимущественно электронное обучение с редкими встречами с преподавателем для восполнения выявленных пробелов, исправления ошибок;