По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2208-05

Опыт подготовки конкурентоспособных медицинских кадров в гибридной образовательной среде

Мензул Елена Владимировна заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: lenamenzul@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4942-1944
Карасева Лариса Аркадьевна профессор, доктор медицинских наук, директор Института сестринского образования, завкафедрой сестринского дела, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: karaseva_larisa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3999-9731

Роль системы профессионального образования, особенно медицинского, возрастает по мере продвижения здравоохранения по пути прогресса. Условия развития медицины ставят перед системой медицинского образования новые приоритеты и задачи. В качестве ключевой выдвигается задача подготовки специалистов сестринского дела, обладающих ключевыми и профессиональными компетенциями. Подготовка высокопрофессиональных, конкурентоспособных медицинских кадров нового поколения на основе формирования особой среды взаимного сотрудничества преподавателей, студентов и работодателей; внедрения инновационных образовательных технологий; стремления обеспечить компетентностный подход в образовании и непрерывное профессиональное обучение на протяжении всей жизни специалистов практического здравоохранения требует управленческих, организационных и административных решений.

Литература:

1. Гусейнов А. З. Инновационные научно-образовательные технологии в негосударственных учреждениях здравоохранения /А. З. Гусейнов, Д. А. Груздев //Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. — 2015. — № 1.

2. Кочубей А. В. Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения /А. В. Кочубей, А. К. Конаныхина, Э. В. Зимина, О. А. Гацура, М. В. Наваркин //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–1;

3. Орлова В. В. Инновационные технологии в образовании и здравоохранении: практическая реализация и социальный эффект /В. В. Орлова //Организация работы с молодежью. — 2015. — № 3.

4. Овчинникова О. В. Инновационный проект приобретения компетенций средним медицинским персоналом в условиях лечебного отделения стационара «Вектор профессионального движения» /О. В. Овчинникова //Медсестра. — 2020. — № 12; С. 42–50.

1. Guseinov A.Z. Innovatsionnye nauchno-obrazovatelnye tekhnologii v negosudarstvennykh uchrezhdeniiakh zdravookhraneniia [Innovative scientific and educational technologies in non-state healthcare institutions] /A. Z. Guseinov, D. A. Gruzdev // Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii [Bulletin of New Medical Technologies]. Electronic edition. — 2015. — No. 1. (In Russian)

2. Kochubei A. V. Innovatsionnaia model podgotovki i nepreryvnogo professionalnogo razvitiia spetsialistov v sfere zdravookhraneniia [Innovative model of training and continuous professional development of specialists in the field of healthcare] /A. V. Kochubei, A. K. Konanykhina, E. V. Zimina, O. A. Gatsura, M.V. Navarkin // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education]. — 2015. — No. 2–1; (In Russian)

3. Orlova V. V. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii i zdravookhranenii: prakticheskaia realizatsiia i sotsialnyi effekt [Innovative technologies in education and healthcare: practical implementation and social effect] /V. V. Orlova // Organizatsiia raboty s molodezhiu [Organization of Work with Youth]. — 2015. — No. 3. (In Russian)

4. Ovchinnikova O. V. Innovatsionnyi proekt priobreteniia kompetentsii srednim meditsinskim personalom v usloviiakh lechebnogo otdeleniia statsionara «Vektor professionalnogo dvizheniia» [An innovative project for the acquisition of competencies by paramedical personnel in the conditions of the medical department of the hospital «Vector of professional movement»] /O. V. Ovchinnikova // Medsestra [Nurse]. — 2020. — No. 12; pp. 42–50. (In Russian)

В научной литературе формы обучения в виде онлайн-деятельности представлены следующей классификацией [1, 2]:

• обучение с применением сети Интернет (минимальное использование онлайн-деятельности);

• смешанное обучение (до 45 % онлайн-деятельности);

• гибридное обучение (45–80 % деятельности в режиме онлайн);

• дистанционная форма обучения (более 80 % от общего учебного времени).

Существуют два варианта гибридного обучения — это смешение очного и дистанционного обучения, а также смешение структурированного и неструктурированного обучения [3, 4].

Гибридное обучение обладает следующими свойствами:

• сочетание коллективного обучения и индивидуального обучения;

• сочетание синхронного обучения и асинхронного обучения;

• сочетание самостоятельного и группового обучения;

• сочетание формального и неформального обучения с точки зрения его реализации в течение всей жизни (англ. Lifetime Learning).

В процессе гибридного обучения необходимо соблюдать ряд принципов, которые направлены на согласованное использование цифровых технологий в единой образовательной и технологической логике, создание доступности для конкретного обучающегося при помощи сети Интернет, полезность в формировании новых возможностей.

Необходимо отметить, что гибридное обучение развивает:

• способность к комплексному решению задач;

• способность критически мыслить;

• креативность;

• способность эффективно взаимодействовать с другими людьми;

• способность принимать и нести ответственность за свои решения;

• стремление обучаться в течении всей жизни.

В образовательной педагогической практике используются такие модели гибридного обучения, как:

• ротационная (the Rotation Model) — чередование электронного обучения (занятия за компьютером или веб-обучение) и работы в аудитории совместно с преподавателем;

• гибкая модель (the Flex Model) — преимущественно электронное обучение с редкими встречами с преподавателем для восполнения выявленных пробелов, исправления ошибок;

Для Цитирования:
Мензул Елена Владимировна, Карасева Лариса Аркадьевна, Опыт подготовки конкурентоспособных медицинских кадров в гибридной образовательной среде. Медсестра. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: