По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опыт подготовки инженеров-экономистов в техническом университете (часть 1)

Бухалков М. И. д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, первый декан ИЭФ, СамГТУ, Самара

В статье на примере Самарского государственного технического университета раскрыт широкий опыт становления и развития инженерно-экономического образования в отечественной высшей школе в период создания в стране новых рыночных отношений. Рассмотрены основные направления сотрудничества кафедры производственного менеджмента с Волжским автомобильным заводом ПАО «АвтоВАЗ» в выполнении научных исследований и подготовке инженеров-организаторов труда и производства.

Литература:

1. Бухалков М. И., Кузьмин М. А. Научная школа организаторов труда и производства. Презентация «К 30-летию организации факультета». — Самара: СамГТУ, 2022. — 80 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/36698/ (дата обращения 10.12.2022).

3. Новая история инженерно-экономического факультета СамГТУ [Электронный ресурс]. — URL: https:// studopedia.su/4_7589_v-samgtu.html / (дата обращения 15.12.2022).

4. Институт инженерно-экономического и гуманитарного образования СамГТУ // Инженер. — 2022. — № 4. — С. 5.

5. Экономический придел. Как рождался один из самых молодых факультетов Политеха // Инженер. — 2022. — № 8. — С. 4–5.

6. Пушкин А. С. Разговор книгопродавца с поэтом [Электронный ресурс]. — URL: https://rustih. ru/aleksandr-pushkin-razgovorknigoprodavca-s-poetom/ (дата обращения 15.12.2022).

После защиты кандидатской диссертации ученый совет Куйбышевского политехнического института избрал меня в сентябре 1974 г. старшим преподавателем кафедры экономики промышленности и организации производства. Во время работы преподавателем индустриально-педагогического техникума мне была присуждена ВАК ученая степень кандидата экономических наук. Впервые пришлось осваивать самостоятельно два важных учебных курса для студентов ведущего механического факультета КПтИ. Первый предмет — «Экономика машиностроения» в объеме 54 ч, второй комплексный курс, включающий три учебных блока дисциплин, — «Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием» на 126 ч.

Преподаватели нашей кафедры, помимо учебной работы, постоянно выполняли множество самых разных общественных поручений. Через год работы меня избрали партгрупоргом кафедры экономики промышленности. В советское время кафедра отраслевой экономики входила в состав Совета кафедр общественных наук. Эти кафедры тогда являлись первыми проводниками партийных идей в жизнь общества и имели существенные привилегии. Однако большие льготы предоставлялись только четырем приближенным к партии кафедрам: истории КПСС, научного коммунизма, политической экономии и философии. Для них планировалась сокращенная примерно на 200 ч годовая учебная нагрузка. От имени руководившей обществом партии эти кафедры во многом определяли и всю текущую политическую работу в институте, включая распределение совместно с партийным комитетом общественных поручений всем другим общеобразовательным и выпускающим кафедрам.

Ректорат института вместе с парткомом выдвинул в 1977 г. мою кандидатуру на должность заведующего межфакультетской кафедрой экономики промышленности и организации производства. Кафедра долгое время считалась в политехническом институте трудно управляемой. В ее составе вместе с преподавателями и сотрудниками отраслевой научной лаборатории Минавтопрома СССР насчитывалось более 50 человек, включая и трех бывших заведующих. На кафедре с давних пор сложились конфликтные межличностные отношения среди работников. Некоторые сотрудники постоянно писали вместо диссертаций анонимки в различные инстанции на своих конкурентов в сфере научной работы и, разумеется, на прежнее руководство кафедрой. Другие усердно занимались внутренними интригами, собирая вокруг себя недовольных руководством. В этом особенно отличался один бывший заведующий кафедрой организации производства авиационного института, уволенный с прежней работы за подобную свою «деятельность». Его необоснованные «доносы» обсуждались на заседании кафедры, парткома института и райкома партии, где было принято решение: «Воспитывайте сами своего сотрудника». К слову, анонимки пишут до сих пор против новых руководителей бывшие заведующие кафедрой и деканы факультета под чужими именами в ВАК, Минвуз России и другие органы.

Для Цитирования:
Бухалков М. И., Опыт подготовки инженеров-экономистов в техническом университете (часть 1). Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: