В период с 2020 по 2023 г. пандемия COVID-19 охватила население всего земного шара [1], что вызвало необходимость принять беспрецедентные меры по ее сдерживанию [13]. Среди оперативных мер государства по борьбе с коронавирусной инфекцией была полная мобилизация всего арсенала системы здравоохранения, регулярное проведение мониторинга и прогнозирование обстановки, разработка способов раннего выявления заболевания и вакцинации, оптимизация работы органов государственной власти и местного самоуправления в связи с интенсивным распространением пандемии, своевременное принятие превентивных мер для стабилизации обстановки и снижения рисков дальнейшего распространения и последующее проведение профилактических мероприятий [3, 15]. Ввиду неясного прогноза развития ситуации повсеместно были приняты самоизоляционные меры, кардинально изменив привычный уклад жизни каждого человека [2].
Однозначно в сложившейся ситуации основная нагрузка легла на сферу здравоохранения, обусловив необходимость расширения больничного и коечного фонда, привлечения к борьбе с пандемией всего арсенала сотрудников. В период пандемии COVID-19 оказание медицинской помощи регламентировалось временными методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации [4]. В указанный период медицинские специалисты несли ответственность за сохранение жизней в условиях неопределенности. В связи с резко многократно увеличившимся числом нуждавшихся в медицинской помощи многие врачи были вынуждены работать сверхурочно, а для того, чтобы была возможность разместить всех пациентов, многие медицинские учреждения перепрофилировали под инфекционные отделения [5]. Также привлекались врачи из других сфер, они проходили переквалификацию, чтобы тоже иметь возможность работать с пациентами, зараженными COVID-19. Все работники медицинской сферы в период пандемии подвергали риску собственное здоровье, работали в опасных условиях ради помощи болеющим и проявляли самоотверженность.
Весь период СМИ широко освещали мероприятия по преодолению пандемии и ее последствий, в частности регулярно поднимался вопрос о деятельности врачей в контексте альтруистических установок [6, 7]. Длительное информационное акцентирование на положительных чертах профессии, а также накопленный личный опыт преодоления пандемии (собственная болезнь или болезнь близких) имел отражение в общественном сознании и формировал новые установки взаимоотношений врач — пациент. Вместе с тем транслируемые в общественном поле такие аспекты деятельности врачей, как дополнительная оплата труда медицинским работникам за труд в инфекционных отделениях, врачебные ошибки, неудачный личный опыт выхода из ситуации болезни, выступали барьером установления доверительных отношений врач — пациент [14].