Опыт деятельности лечебно-профилактических организаций показывает, что в практической деятельности невостребован реальный профессиональный потенциал, знания, организационные навыки среднего медицинского персонала, полученные в период базового обучения в медицинских колледжах, центрах повышения квалификации. В настоящее время уровень подготовки специалистов со средним медицинским образованием позволяет участковому врачу делегировать часть полномочий медицинской сестре, оставляя за собой функции планирования, контроля и координации деятельности на участке, ответственность за достижение целевых показателей и управление качеством оказания медицинской помощи.
Однако наделение медицинских сестер участковых дополнительными полномочиями требует создания системы непрерывного обучения, и прежде всего организации обучения на рабочем месте. В нашем случае для этого привлекается врачебный состав поликлиники.
Развитие сестринского дела проходило и проходит при тесном взаимодействии с Министерством здравоохранения Самарской области, Самарским государственным медицинским университетом (Институтом сестринского образования и кафедрами университета), Самарским областным центром повышения квалификации работников здравоохранения, а также Самарской региональной общественной организацией медицинских сестер.
В работу внедрены технологические стандарты сестринской деятельности, разработаны алгоритмы действий медицинской сестры участковой, карты сестринского наблюдения и контрольные карты по хроническим неинфекционным заболеваниям. Кабинеты самостоятельного приема медицинских сестер оснащены современными приборами экспресс-диагностики, электрокардиографами и др. Отличительной особенностью работы Самарской городской клинической поликлиники № 15 является полная автоматизация рабочих мест и создание электронной амбулаторной карты пациента.
В условиях современной информатизации внедряется информационное сопровождение сестринского процесса, включая электронную регистратуру, формируется поток пациентов на самостоятельный прием среднего медицинского персонала, в рамках преемственности организации работы врача и медсестры (табл. 1).