В связи с высоким износом основных фондов строительных конструкций в зданиях и сооружениях машиностроительного комплекса возникла необходимость дать примеры обследования таких зданий для обеспечения их дальнейшей эксплуатации.
Алгоритм проведения экспертизы следующий:
1. Анализ документации.
2. Натурное (инструментальное обследование).
3. Выполнение необходимых проверочных расчётов.
4. Составление заключения.
Приведём опыт обследования строительных конструкций на примере здания завода «Специальное конструкторское бюро турбонагнетателей» (г. Пенза). Обследование проводилось в форме экспертизы промышленной безопасности здания с крановыми нагрузками [1, 2]. Экспертиза была плановая (проводится раз в 5 лет).
Производственный корпус предприятия «Специальное конструкторское бюро турбонагнетателей» было построено в 1976 г. Проект здания был разработан в ГДР (Metalleichbaukombinat, Leipzig). Корпус представляет собой двухпролётное здание (ширина каждого пролёта 24 м) длиной 96 м, высота здания 11,26 м. Площадь здания 4608 м2, объём 51 886,08 м3. Металлические колонны установлены с шагом 12 м (всего 27 шт.). Связи в производственном здании портальные. По колоннам уложены металлические подкрановые балки длинной 12 м, выполненные в виде двутавра.
Здание имеет полный металлический каркас, состоящий из колонн, подкрановых балок, стропильных и подстропильных ферм, прогонов и связей по колоннам и покрытию. В каждом пролете производственного корпуса работают по 2 крана грузоподъёмностью 5 т.
В ходе обследования были изучены все основные строительные конструкции и выявлены их незначительные дефекты (приведены в табл. 1 и рис. 1, 2).
По требованию заказчика в рамках обследования был выполнен расчёт на несущую способность подкрановых балок от воздействия на них мостовых кранов. Расчёт выполнялся на программно-расчётном комплексе SCAD [3].
Пролет крана 21,5 м. Требуется рассчитать разрезную подкрановую балку под краны: грузоподъемностью 5 т и массой 14,308 т, давление колеса на рельс P1 = 7,427 т = 72,8 кН; грузоподъемностью 5 т и массой 14,98 т, давление колеса на рельс P1 = 7,840 т = 76,91 кН. Сосредоточенные силы, действующие на балку.