По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02:93/99; 069.02:908

Опыт Лыткаринского историко-краеведческого музея по возрождению усадьбы Зотовых-Чернышевых в Лыткарино

Голубева Н.В. заслуженный работник культуры Московской области, директор Лыткаринского историко-краеведческого музея, г.о. Лыткарино, http://www.lytkarinomuseum.ru

Литература:

1. Сидоров В.В. «Обследование участка инженерных работ у восточной стены здания музея», сентябрь 2002 г.

2. Баранова С.И. Искусствоведческая атрибуционная консультация по экспертизе изразцов. — М., 2014 г.

3. РГАДА. Фонд 1354. Ед. хр. 39. Коллегия планов и дач Генерального межевания. Московская губерния. Никитский уезд. Экономические примечания.

4. Охлябинин С. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. — М.: ИД «Молодая гвардия», 2006 г.

5. Воспоминания жителей деревни Лыткарино. Том 1. / Сост. П.С. Стерликов. — Лыткарино, 1967– 1970. — ЛИКМ, НВФ. — 62.

Лыткаринский историко-краеведческий музей был создан группой лыткаринских жителей-энтузиастов в 1976 году. С 1990 года он располагается в исторических зданиях — бывшей княжеской усадьбе Лыткарино.

Усадьба Лыткарино — одна из старинных усадеб Подмосковья. Ее земли были подарены императором Петром I своему первому наставнику — Никите Моисеевичу Зотову в самом начале XVIII века. Род Зотовых, состоящий в прямом родстве с дворянскими родами Чернышевых, Куракиных, Барятинских и другими известными фамилиями, владел усадьбой в Лыткарино на протяжении двух веков. История усадьбы и ее владельцев сложилась из множества знаменательных событий, подвигов, семейных легенд и преданий.

Главный дом усадьбы Лыткарино. Парковый фасад. 2021 г.

С момента начала работы Лыткаринского историко-краеведческого музея собирается исторический материал об усадьбе Лыткарино. Сначала это были воспоминания старожилов деревни, а затем стали появляться архивные документы и научные изыскания. Помогла в исследованиях и проведенная в 2006–2018 годах реставрация главного дома усадьбы, которая принесла новые открытия и находки, подтвердила некоторые предположения и опровергла многие уже устоявшиеся мнения о бытовании усадьбы.

Облик же главного усадебного дома в разные годы своего существования вырисовывается перед нами все более отчетливо. Мы можем сегодня оценить особенности его архитектурных решений и уникальных элементов, своеобразие отделки и размещения некоторых комнат, в которых нашли отражение не только мода и традиции своего времени, но и личные вкусы и увлечения хозяев дома. Можно смело сказать, что это был очень уютный и гостеприимный дом.

Археолог В.В. Сидоров в раскопе у стены здания музея. Фото 2002 г.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительная история лыткаринского усадебного дома начинается в первой четверти XVIII века. Получив Лыткарино в 1702 году, Зотовы, возможно, первое время использовали постройки подворья Чудова монастыря, который владел деревней Лыткарино с 1429 года, но учитывая, что целью Н.М. Зотова было создание родового имения, можем предположить, что вскоре семья наверняка начинает заниматься обустройством и строительством.

В сентябре 2002 года кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Владимир Владимирович Сидоров провел обследование культурного слоя у восточной стены здания музея. Здесь были собраны и изучены им рельефные муравленые изразцы. Ученый пришел к следующим выводам: в конце XVII века выше по склону располагалась богатая постройка. Она погибла в пожаре и больше на своем месте не восстанавливалась [1]. Новый дом, дошедший до современности в перестроенном виде, был поставлен ниже по склону от пожарища.

Кандидат искусствоведения, специалист по изразцам Светлана Измайловна Баранова провела экспертизу обнаруженных изразцов и уточнила их датировку. «Можно предположить, что эти изразцы относятся к деревянным постройкам вотчины Чудова монастыря в Лыткарино второй половины XVII века. Именно в этот период в Московской Руси были широко распространены изразцы, покрытые зеленой глазурью» [2].

Изразцы рельефные муравленые. Вторая половина XVII века

С приходом к власти царя Петра I начинается проведение серии церковных реформ, направленных на ограничение церковной власти. Именно в это время в Лыткарино меняется владелец. После почти трехсотлетней монастырской истории наступает эпоха владельцев рода Зотовых.

В 2016 году при очередном этапе реставрационных работ в Главном доме усадьбы Лыткарино были разобраны полы углового зала. Под ними за фундаментом из больших тесаных плит был обнаружен второй фундамент или часть нижнего этажа из большемерного камня с очертаниями дверного и оконных проемов. По оценке историка, археолога Института археологии РАН Андрея Викторовича Яганова эта древняя стена могла быть сооружена в начале XVIII века, и мы, возможно, смогли увидеть остатки дома, который был построен еще Никитой Моисеевичем Зотовым.

Таким образом, можно констатировать, что при последующей перестройке здания фундамент предшествующего был разобран только до уровня окон цокольного этажа.

Изразец печной полихромный рельефно-расписной. Первая четверть XVIII века

К первой четверти XVIII века относятся и обнаруженные рядом с домом полихромные рельефно-расписные печные изразцы.

Специалистами НИиПИ Генплана г. Москвы1 в рамках работ по разработке охранных зон усадьбы Лыткарино были проработаны карты и архивные документы, на основании которых были созданы историко-архитектурные опорные планы на разные годы развития поместья Зотовых.

В усадьбе в середине XVIII века помимо господского дома уже размещались службы, флигели, дома для проживания дворовых людей. К господскому дому примыкал парк, а с двух сторон усадьбы были разбиты фруктовые сады. Как свидетельствуют документы генерального межевания 1767 года, на левом берегу реки Москвы был «господский дом деревянный, при нем сад регулярный с плодовыми деревьями. Плоды и рыба употребляются для господскаго расходу. Земля пещаная. Крестьяне состоят на господской работе, промышляют хлебопашеством, деланием и продажею больших мельничных и крушных жернов и брусков для точения кос и ножей. А женщины прядут лен и шерсть, ткут полотна и сукна для своего употребления» [3].

План усадьбы по состоянию на середину ХIХ века

При проведении реставрационных работ было установлено, что последняя перестройка дома в 1880 году коснулась только внутренних стен, перегородок и внешней отделки, а основной сруб здания, выполненный из лиственницы, датируется первой половиной XIX века.

Скорее всего, главный усадебный дом был капитально перестроен Николаем Ивановичем Зотовым, и, возможно, предпосылкой этому стал выкуп части имения у наследницы семьи Пашковых Д.А. Полтавцевой и полное объединение усадебных земель в руках Зотовых. В пользу этой версии говорит и то, что затем в 1846 году было построено новое кирпичное здание для людской, т.е. происходит модернизация и обновление усадебных построек.

На историко-архитектурном опорном плане, составленном специалистами на период середины XIX века, мы уже видим очертания современного сруба из массивных бревен мореной лиственницы. С фасада дом часто в те времена имел одноэтажный вид, а со стороны двора оказывалось, что этажей два. За такой дом платили меньше налогов. На втором этаже и с боковых фасадов находились низкие комнаты — антресоли, где хозяева пребывали в уединении или устраивали детские комнаты. Имеет антресоли и главный дом в усадьбе Лыткарино.

К 1830–1890-м гг. относятся найденные у дома и на чердаке расписные и большие белые печные изразцы. На некоторых имеются клейма производства фабрики М.С. Кузнецова.

Вид дома из внутреннего дворика (с антресольным этажом). Фото 2022 г.

Сложившийся к середине XIX века вид усадьбы Лыткарино представлял собой комплексный архитектурно-парковый ансамбль, который включал в себя барский дом с флигелями, обслуживающие постройки: конюшню, оранжерею, сараи; сад и парк. Такой состав был характерен как для подмосковных крупных усадеб, так и для рядовых имений [4].

Все время существования усадьба Зотовых в Лыткарино использовалась как родовое имение. Именно здесь хранились фамильные ценности: портреты давно ушедших предков, собиралась библиотека.

Любая дворянская усадьба создавала свой неповторимый мир. Именно она связывалась с понятием родины, пусть и малой. Питала воспоминания детства. Была, как правило, и последним прибежищем для владельцев [4].

Неслучайно, наверное, именно здесь, в Лыткарино, Е.Н. Чернышева (в девичестве Зотова) устраивает семейную усыпальницу.

Изразцы 1830–1890 гг. из усадьбы Лыткарино

Капитальной перестройкой в конце XIX века здание обязано последней своей владелице — светлейшей княжне Марии Александровне Чернышевой. Она получила усадьбу в наследство после смерти матери. Марии было в то время 23 года. Вид «дворянского гнезда» на тот момент, конечно, уже не соответствовал модным архитектурным тенденциям.

К перестройке дома, по-видимому, был привлечен итальянский архитектор, что неудивительно, ведь Мария Александровна владела имуществом в Италии и проживала в Риме значительное время. Ее римский дом поразительно напоминает некоторыми архитектурными особенностями дом в Лыткарино. Это высокие арочные окна и двери, деревянные ставни-жалюзи, полотняная «маркиза»2, закрывающая от палящего солнца и дождя широкую каменную веранду.

Старинный сруб был обшит тесом, оштукатурен и украшен рустами3 по парадному фасаду, были увеличены окна, из которых открывался изумительный вид на пойму Москвы-реки и усадебный парк. Обновленное здание получило необычную фигурную крышу с большими мансардными окнами. После завершения перестройки дома на восточной каменной веранде была сделана памятная надпись: «Этот дом выстроен княжной М.А. Чернышевой, 1880 год».

Музей дворянского быта в усадьбе Лыткарино. Фото 1920-х гг.

В фондах Лыткаринского историко-краеведческого музея сохранились воспоминания старожилов об усадьбе Лыткарино конца XIX — начала XX веков: «Усадьба княжны состояла из белого барского дома, стоящего на пригорке среди зелени деревьев, и двухэтажного красного дома, в котором жил управляющий и немногочисленная прислуга.

Кроме жилых зданий, в усадьбе имелась небольшая конюшня. В ней содержали двух лошадей, на которых главным образом возили почту из Люберец.

Усадьба княжны была огорожена высокой изгородью, на ее территории кроме построек, были пруд и сад. По периметру изгороди росла сирень, представлявшая во время цветения красивейшее зрелище и наполнявшая окрестности сладостным ароматом.

Дом во время реставрационных работ. Фото 2011 г.

На западную сторону дома выходила каменная веранда, укрывшаяся от солнца убирающейся полотняной крышей. Ниже дома располагался плодовый сад, площадью около 4 десятин, и пруд, дно которого было вымощено каменными плитами…» [5].

Историки архитектуры отмечают, что в конце XIX века представители дворянского сословия повсеместно перестраивали свои старые усадьбы так, чтобы и ввести новшества, и одновременно восстановить в памяти «обряды былого», свое «усадебное детство». Они не желали вычеркивать из памяти того уюта старинных залов, когда дом был полон гостей. А потому в конце XIX века в России возникает ностальгическое возрождение классической усадьбы в самом прямом смысле.

А еще лыткаринские крестьяне оставили множество воспоминаний о помощи, оказанной их семьям светлейшей княжной М.А. Чернышевой.

Интерьерный зал «Будуар». Фото 2021 г.

После революции в господском доме был открыт музей дворянского быта, который действовал до конца 1920-х годов.

Затем в разные годы в усадьбе располагались: лесная школа, клуб, пошивочная мастерская, роддом, детский сад. С приходом каждого из этих учреждений менялся облик бывшего имения, были сделаны значительные перепланировки и перестройки, тем самым постепенно утрачивался исторический вид зданий, а многие постройки просто были снесены. В 1990 году в стены главного усадебного дома вернулся музей — уже городской.

До настоящего времени в усадьбе сохранился Главный дом, жилая постройка — Людская и небольшая часть усадебного парка. Усадьба отнесена к памятникам истории и культуры регионального значения.

Бальный зал усадьбы Лыткарино. Фото 2021 г.

РЕСТАВРАЦИЯ

Планомерные реставрационные работы на объекте культурного наследия регионального значения в главном доме усадьбы Лыткарино были начаты в 2006 году.

Специализированной проектной организацией Московской области ГУП «МОК-центр» была разработана необходимая проектная документация, автором проекта реставрации стала опытный региональный архитектор Елена Викторовна Северина. Она обследовала здание и провела полный обмер сохранившихся подлинных архитектурных конструкций. Дом, несмотря на множественные перестройки в советское время, смог сохранить до наших дней свои уникальные особенности. Под крышей, сооруженной в середине ХХ века, сохранилась часть старинной кровли со слуховыми окнами; несколько «родных» дверей дали возможность воссоздать по их образцу двери недостающие. Полностью сохранились подлинные оконные заполнения, конструкция которых не уступала современным стеклопакетам — «паз с валиком» исключал сквозняки. Многие конструкции, требующие замены в силу ветхости, делались по подлинному образцу.

В первую очередь, в доме были проведены противоаварийные и консервационные работы, здание было накрыто дополнительной кровлей для исключения замачивания, в необходимых местах стен были установлены подпорки и сжимы. В дальнейшем силами реставраторов был укреплен фундамент и с максимальной сохранностью отреставрирован сруб из бревен лиственницы, который находился в достаточно хорошей сохранности. Были заменены прогнившие межэтажные и чердачные перекрытия, отреставрированы внутренние стены из деревянного бруса и полы в помещениях дома. Крыльца из местного камня-песчаника были переложены, на них, по возможности, устранены сколы и трещины.

В процессе реставрации выполнялись дополнительные научно-изыскательские работы и натурные исследования, пополнялись знания о ведении строительства в предыдущие века, что принесло множество новых открытий по исследованию бытовой жизни в усадьбе Лыткарино и декоративному убранству интерьеров дома.

Зал, посвященный князю А.И. Чернышеву. Фото 2021 г.

В 2012 году ведущим архитектором реставрации стала Александра Михайловна Иванникова — главный архитектор ГАУ МО «Московская областная дирекция по использованию недвижимых памятников истории и культуры». Она доработала проект реставрации памятника для размещения музея и воссоздания внутреннего облика усадебного дома.

Интерьеры памятника не менее интересны, чем внешняя архитектура. Как и всегда, наиболее страдают от многочисленных приспособлений именно интерьеры. В здании сохранились все профилированные потолочные тяги4, украшавшие залы. Были проведены работы по воссозданию анфиладной планировки помещений, изготовлены и установлены внутренние лестницы, ведущие на антресоли. В результате исследований подполов здания были обнаружены основания шести печей, а также основания двух колонн в одном из наиболее пострадавших от перепланировок залов. Печи и колонны были воссозданы на исторических местах, а при воссоздании убранства печей были использованы образцы изразцов, мрамора и подлинной печной фурнитуры, обнаруженных в разные годы в усадьбе при ремонтных и других работах. По архивной фотографии были воссозданы и мраморные вазы на полуколоннах — один из главных декоративных элементов интерьера центрального усадебного зала.

Подлинные паркетные полы, сильно пострадавшие в процессе эксплуатации здания, реставраторы заменили аналогичными из нового материала с сохранением рисунка.

В результате проведенных реставрационных работ зданию был возвращен исторический облик по состоянию на конец XIX века.

Участники клуба исторического танца «Лыткаринский реверанс». Фото 2024 г.

СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ УСАДЬБЫ

В 2021 году главный усадебный дом открылся для посетителей после длительной научной реставрации, которая вернула зданию его былое великолепие.

Сотрудниками музея была разработана новая концепция постоянной экспозиции Лыткаринского музея, которая смогла логично увязать в себе многообразие историко-краеведческих предметных коллекций.

Анфиладным парадным залам была отдана тема усадебных интерьеров и биографических историй владельцев усадьбы и их ближайших родственников. Основой этой экспозиционной части стали мемориальные предметы, находившиеся в усадьбе до революции и принадлежавшие ее владельцам.

Благодаря усилиям музейных сотрудников, усадебные залы стали настоящим оазисом «живой» истории, где можно прикоснуться к судьбам живших здесь людей, вспомнить позабытые традиции и услышать романтические мелодии ушедшей эпохи…

День памяти князя А.И.Чернышева. Фото 2024 г.

Одним из ярких представителей бывших владельцев усадьбы является светлейший князь Александр Иванович Чернышев: один из первых русских разведчиков, герой Отечественной войны 1812 года, видный военный и государственный деятель. В музее можно познакомиться с его захватывающей биографией, узнать о заслугах и достижениях, семейных историях и многочисленных родственниках.

Также в музее проводятся художественные и тематические выставки, концерты, балы и маскарады, действует клуб исторического танца. Каждый может найти для себя что-то интересное. Для туристических групп (взрослых и детских) предлагаются театрализованные экскурсии, различные мероприятия и мастер-классы.

Язык статьи:
Действия с выбранными: