Гиподерматоз крупного рогатого скота в весенний период проявляется специфическим местным процессом поражения кожи спины, при этом вызывая негативные изменения в общем состоянии организма животных. Ущерб скотоводству, причиняемый подкожными оводами в этот период, складывается из потерь молочной и мясной продуктивности, порчи кожевенного сырья и снижения племенных качеств ремонтного молодняка [1, 2]. Кроме того, выход на окукливание развившихся личинок грозит новым витком распространения инвазии. Поэтому эффективность ларвицидов при клиническом проявлении гиподерматоза имеет первостепенное значение.
Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с этими паразитами и общим снижением инвазированности скота личинками подкожных оводов, проблема ликвидации гиподерматоза и в наше время остается актуальной. Так, по данным обследования скота в хозяйствах и на мясокомбинатах юга Тюменской области в 2006–2010 гг. пораженность животных личинками оводов (ЭИ) составляла 0,1–1,2% [3]. Но, скорее всего, эти данные сильно занижены, так как не учитывают заражения скота в личных подворьях. Например, по свидетельству Российского союза кожевников и обувщиков, средний уровень зараженности сырья крупного рогатого скота подкожным оводом за год реализации программы (с 2008 по 2009 гг.) снизился с 16,7 до 13,1, а не до 0,6%, как было представлено в официальной ветеринарной отчетности [1, 6]. Но даже если допустить такой низкий уровень инвазированности тюменского скота, он соответствует так называемой «тлеющей инвазии». Учитывая высокую плодовитость самок оводов и тот факт, что восстановление численности этих насекомых до исходного уровня (ЭИ > 50%) происходит быстро, за 3–5 лет, необходимость дальнейшего проведения противооводовых мероприятий и повышения их эффективности очевидна [1, 2], тем более что в некоторых районах Казахстана зараженность крупного рогатого скота личинками гиподерм совсем недавно была довольно высокой и даже достигала 100% [5, 10].
Для уничтожения личинок подкожных оводов в организме крупного рогатого скота применяют в основном препараты из двух групп системных инсектицидов: фосфорорганические соединения (ФОС) и производные авермектинов. К первой группе относятся такие препараты, как гиподермин-хлорофос, диоксафос, сульфидофос-20, гипхлофос и др. Все они наносятся на животных методом поливания (pour on) и считаются наиболее доступными и простыми в применении. Другая группа представлена импортным препаратом Ивомек и отечественными дженериками: Аверсект, Ивермек, Гиподектин, Фармацин и др. Вводятся они в организм парэнтерально, что увеличивает трудоемкость процесса обработки. Кроме того, несмотря на очень высокую эффективность химиотерапии животных, все же остаются живые ли чинки оводов, которые продолжают существование популяции в данной местности. Так, по данным тюменских исследователей, эффективность отечественных препаратов на основе Ивермектина при ранней химиотерапии гиподерматоза составляет 97,4–98,1% по экстенс-показателю и 99,5–99,8% по интенс [4]. При клинической форме инвазии эффективность применения этих ларвицидов, как правило, еще ниже за счет большей устойчивости созревших личинок [1, 2, 7], а некоторые исследователи считают, что обработка скота при гиподерматозе Аверсектом-2 или Авертином перед выгоном на пастбище нецелесообразна, так как эти препараты не действуют на личинок гиподерм 3-й стадии [5].