По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 615.82 3–79

Опыт использования оздоровительных программ в поликлинических условиях

Золичева Светлана Юрьевна кандидат медицинских наук, профессор кафедры спортивной медицины Российского Государственного Университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, профессор РАЕ, Эл.почта: svetlana.zolicheva@mail.ru
Мозжухина Елена Алексеевна начальник отделения восстановительного лечения Федерального казенного учреждения здравоохранения «Центральная детская поликлиника Министерства внутренних дел Российской Федерации», врач-педиатр высшей категории

В статье рассматриваются проблемы ухудшения здоровья детей и подростков, представлены некоторые оздоровительные программы и результаты их использования в поликлинических условиях.

Литература:

1. Аветисян, Л.P. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р. Аветисян, С. Г. Кочарова // Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С.48–49.

2. Адамова, М.В. Педагогические проблемы здоровья и медицинские задачи в педагогике / М.В. Адамова, В.Д. Ловицкий // Объединенный научный журнал. М.: Изд-во «Тезариус», 2002. — № 10. — С.32–34.

3. Баранов, А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия» / А.А. Баранов, Ю. Е. Лапин. — М.: Союз педиатров России, 2009. — 188 с.

4. Баранов, A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. — 2000. — № 5. — С.3–6.

5. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких. — М.: МГПИ, 2008. — 222 с.

6. Здоровье подростков и школьников. URL: http://www.cdc.gov/ nccdphp/dash/ Дата обращения: 10.10.2012.

7. Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г. Г. [и др.] /под ред. акад. РАМН А.А. Баранова, проф. В.Р. Кучмы. — М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.

8. Золичева С.Ю., Мозжухина Е.А. Мониторинг состояния здоровья детей и подростков и медицинские аспекты коррекции «индекса здоровья». Материалы международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты здорового образа жизни» — Одесса, 2016 г. С. 70–79

9. ВОЗ. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. — Женева: ВОЗ, 2004.

10. Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». URL: http://www.worklib.ru/ Дата обращения: 04.11.2012

11. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: методические рекомендации / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева [и др.]. — М.: Минздравсоцразвития России, 2006. — 47 с.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и в любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом особой важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны (1,2,3,4,9).

Однако, мониторинг состояния здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья (4,67).

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре — пять процентов (4,7,10,11).

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается « индекс здоровья» и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента).

В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. Среди функциональных расстройств «лидируют» нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте — эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80– 90‑х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Для Цитирования:
Золичева Светлана Юрьевна, Мозжухина Елена Алексеевна, Опыт использования оздоровительных программ в поликлинических условиях. Терапевт. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: