По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.7

Опыт использования беспилотного аппарата PHANTOM-4 при строительном контроле

А.А. Неретин Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДГТУ (МАДИ))
И.И. Позняк Российский университет транспорта (МИИТ)

В статье представлены методы дистанционного зондирования Земли для сбора геодезических данных на примере аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). С помощью современной геодезической аппаратуры можно выполнять мониторинг сооружения новых линейно-протяженных объектов, ремонтов существующих дорог, контролировать соблюдение этапов и сроков работ.

Литература:

1. Федотов Г.А., Неретин А.А. Основы аэрогеодезии и инженерно-геодезические работы. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» направления подготовки «Транспортное строительство» / М., 2012. Сер. Высшее профессиональное образование. Транспортное строительство.

2. Грязнов В.Г., Валиев А.В., Позняк И.И. Дистанционное зондирование для эксплуатации дорожной инфраструктуры на основе информационных моделей. IV Всероссийский дорожный конгресс. — М., 2015.

3. Грязнов В.Г., Позняк И.И. Дистанционное зондирование. — Автомобильные дороги. — 2015. — №02 (999). — С. 66–69. http://www.avtodorogi-magazine.ru.

4. Неретин А.А., Суконников О.Г. Опыт использования беспилотного аппарата FANTOM-4 при строительном контроле на объектах ГК «Автодор». — САПР и ГИС автомобильных дорог. — 2018. — №2.

5. Гулин В.Н., Неретин А.А. Обеспечение единого координатного пространства: результаты апробации методики создания ВОГС. — САПР и ГИС автомобильных дорог. — 2016. — №1 (6). — С. 4–11.

6. Долгов Д.В., Бойков В.Н., Неретин А.А., Гулин В.Н. Влияние цифровых трехмерных технологий на геодезические разбивочные работы в дорожном строительстве. — Вестник гражданских инженеров. — 2015. — №5 (52). — С. 211–215.

7. Гулин В.Н., Миронов С.А., Неретин А.А. Проблема обеспечения единого координатного пространства для объектов дорожной отрасли. — САПР и ГИС автомобильных дорог. — 2015. — №1 (4). — С. 75–82.

8. Бойков В.Н., Неретин А.А., Скворцов А.В. Апробирование информационных моделей дорог на стадии реализации проектов. — САПР и ГИС автомобильных дорог. — 2015. — №2 (5). — С. 30–36.

9. Долгов Д.В., Позняк И.И. Мобильное лазерное сканирование для эксплуатации дорожной инфраструктуры. — Транспортное строительство. — 2017. — №6. — С. 17–19.

10. Позняк И.И., Полторак А.В., Артемьева Г.С. Сбор геодезических данных методами лазерного сканирования и фотограмметрии. — Славянский форум. — 2017. — №4. — С. 134–139.

11. Позняк И.И., Майсурадзе И.Г., Майсурадзе Ш.Г. Метод оценки колейности автомобильных дорог с использованием мобильного лазерного сканирования. — Славянский форум. — 2017. — №4. — С. 127–133.

12. Позняк И.И., Федоров С.В. Информационные технологии для определения элементов инженерного обустройства линейных транспортных объектов. — Конструкторское бюро. — 2017. — №5 (130).

13. Позняк И.И., Соколова К.Ю. Использование результатов лазерного сканирования и аэрофотосъемки для информационного моделирования транспортных объектов. — Конструкторское бюро. — 2017. — №6.

14. Неретин А.А., Позняк И.И., Кривых И.В. Indоrмоrрhеr — система подготовки фотопланов автомобильных дорог. — САПР и ГИС автомобильных дорог. — 2013. — №1 (1). — С. 60–63.

Современные методы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) позволяют значительно сократить время сбора геопростанственных данных о проектируемых, строящихся и существующих линейных транспортных объектах и улучшить достоверность полученных результатов.

Современные методы ДЗЗ исключают ошибки влияния человеческого фактора, повышают точность сбора геопространственных данных.

Строительный контроль необходим для получения оперативной и достоверной информации об объекте. Традиционный сбор данных о строящемся объекте получают, выполняя или тахеометрическую съемку, или нивелировку, опираясь на планово-высотную геодезическую сеть сгущения. На основе полученных данных судят о качестве строительных работ. И если требуются дополнительные сведения, необходим новый выезд на объект для дополнительной съемки.

Требования к подробности и точности пространственных данных постоянно возрастают, что ведет к необходимости привлечения самых передовых технологий, в том числе космических, аэросъемочных, мобильных, воздушных и наземных лазерных технологий.

При необходимости съемки больших линейно-протяженных объектов, более 100 п. км, экономически выгодно применять малую авиацию, например, самолеты класса АН-24 [1].

Высота полета составляет от 1500 м. После обработки снимков с привязкой к закрепленным опорным пунктам получают фотопланы масштабов 1:2000–1:5000.

Съемку линейных объектов протяженностью до 50 км целесообразно выполнять беспилотными летательными аппаратами самолетного типа [2, 3], запускаемые с катапульты (рис. 1). Высота полета — от 50 до 1000 м. На основе полученных данных получают фотопланы, в том числе и ортофотопланы масштабов 1:1000–1:2000 со средней квадратической погрешностью ±10 см в плане и ±15 см по высоте.

Если строящийся линейный объект не превышает 3–5 п. км или площадной объект размером не более 3–5 кв. км. По нашему мнению, целесообразно использовать квадрокоптеры.

Цель наших исследований — оценить работу квадрокоптера PHANTOM 4 Pro [4] и возможность применения для определения геометрических параметров (планово-высотных) строящегося объекта (рис. 2).

Для Цитирования:
А.А. Неретин, И.И. Позняк, О.Г. Суконников, Опыт использования беспилотного аппарата PHANTOM-4 при строительном контроле. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: