Современные методы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) позволяют значительно сократить время сбора геопростанственных данных о проектируемых, строящихся и существующих линейных транспортных объектах и улучшить достоверность полученных результатов.
Современные методы ДЗЗ исключают ошибки влияния человеческого фактора, повышают точность сбора геопространственных данных.
Строительный контроль необходим для получения оперативной и достоверной информации об объекте. Традиционный сбор данных о строящемся объекте получают, выполняя или тахеометрическую съемку, или нивелировку, опираясь на планово-высотную геодезическую сеть сгущения. На основе полученных данных судят о качестве строительных работ. И если требуются дополнительные сведения, необходим новый выезд на объект для дополнительной съемки.
Требования к подробности и точности пространственных данных постоянно возрастают, что ведет к необходимости привлечения самых передовых технологий, в том числе космических, аэросъемочных, мобильных, воздушных и наземных лазерных технологий.
При необходимости съемки больших линейно-протяженных объектов, более 100 п. км, экономически выгодно применять малую авиацию, например, самолеты класса АН-24 [1].
Высота полета составляет от 1500 м. После обработки снимков с привязкой к закрепленным опорным пунктам получают фотопланы масштабов 1:2000–1:5000.
Съемку линейных объектов протяженностью до 50 км целесообразно выполнять беспилотными летательными аппаратами самолетного типа [2, 3], запускаемые с катапульты (рис. 1). Высота полета — от 50 до 1000 м. На основе полученных данных получают фотопланы, в том числе и ортофотопланы масштабов 1:1000–1:2000 со средней квадратической погрешностью ±10 см в плане и ±15 см по высоте.
Если строящийся линейный объект не превышает 3–5 п. км или площадной объект размером не более 3–5 кв. км. По нашему мнению, целесообразно использовать квадрокоптеры.
Цель наших исследований — оценить работу квадрокоптера PHANTOM 4 Pro [4] и возможность применения для определения геометрических параметров (планово-высотных) строящегося объекта (рис. 2).