Особенности экономической стороны энергетики таковы, что эксплуатация трансформаторов после отработки нормативного срока службы является целесообразной, так как значительная доля трансформаторов сохраняет свою работоспособность.
Исходя из этих особенностей, требуется совершенствование контроля технического состояния работающего трансформатора не только с целью поддержания их работоспособности, но и надежности электроснабжения в целом.
Для достижения данной цели необходимо дать оценку паркового ресурса всего массива трансформаторов. Оценка состояния силовых трансформаторов в эксплуатации, как известно, производится по комплексу контролируемых параметров и их нормативам. При принятии решения о продолжении нахождения в эксплуатации силовых трансформаторов, которые отработали установленный срок службы, определяющим является состояние основных элементов: сердечника и обмоток, включая все элементы их твердой изоляции. Если их состояние является приемлемым для дальнейшей эксплуатации, то проверяют состояние остальных элементов, включая масло, вводы, переключатели ответвлений [1,2].
Авторам был предоставлен доступ к базе данных крупного электросетевого предприятия (число эксплуатируемых трансформаторов более 10 тыс. шт.) с различным количеством измеренных параметров, а именно:
— сопротивление изоляции обмотки R60 при различных позициях измерения (ВН-НН+корпус; ВН+НН+корпус; ННВН+корпус);
— сопротивление изоляции обмотки R15 при различных позициях измерения (ВН-НН+корпус; ВН+НН+корпус; ННВН+корпус);
— внешняя температура нагрева бака при измерении сопротивления изоляции обмотки высокого напряжения фаз А, В, С;
— внешняя температура нагрева бака при измерении сопротивления изоляции обмотки низкого напряжения фаз А, В, С;
— индекс состояния;
— кислотное число;
— последствия отказа;
— пробивное напряжение масла;
— степень физического износа;
— температура воздуха при измерении;
— температура вспышки масла;