По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Опять о бетоне

Традиционные представления о зависимости прочности бетона от его гранулометрического и химического состава устарели и нуждаются в обсуждении. Так считают многие ученые-химики. Среди них заведующий кафедрой химической технологии композиционных и вяжущих материалов Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева Сергей Сивков.

В частности, он считает, что в последние годы у специалистов, работающих в области бетона, сложились упрощенные представления о его твердении. По словам московского ученого, российских бетонщиков захватили идеи получения высокопрочных самоуплотняющихся бетонов путем использования рационального гранулометрического состава заполнителя и наполнителей, обеспечивающих максимальную плотность упаковки частиц, а также использование минимального количества воды в растворной смеси за счет применения современных высокоэффективных гиперпластификаторов. К этому можно добавить еще введение противоморозной добавки. Смесь должна легко перемешиваться, не расслаиваться, иметь достаточную живучесть и давать после затвердевания желаемые прочностные характеристики — вот к чему сводятся требования бетонщиков. А если со временем в бетоне появляются трещины или он самопроизвольно разрушается, то вина обычно перекладывается на производителей цемента или добавок для бетонов. Такой подход Сивков называет «кубиковым» (именно на образцах-кубиках определяют прочность затвердевшего бетона) и призывает «копнуть глубже».

«Бетоны „преподносят“ нам много сюрпризов», — говорит специалист.

Сивков вспоминает скандал по поводу так называемых «аммиачных домов», тогда аммиак стал выделяться из свежего бетона, и причина этого до сих пор до конца не установлена. Не очень ясна, по мнению московского химика, судьба большого количества органических добавок, которые вводятся в состав бетонов. Их постепенная деструкция может привести к выделению из бетонов веществ, гораздо более вредных, чем аммиак. «Не установлены до конца причины сбросов прочности, которые характерны для большинства современных бетонов», — заявляет завкафедрой РХТУ

С тем, что недостаточно характеризовать состояние бетона и эффективность его работы в конструкции одним лишь показателем прочности, достигаемой на 28-е сутки твердения, согласен и заведующий кафедрой технологии строительных материалов и метрологии Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, профессор Юрий Пухаренко. «Это все равно, что, выдав человеку паспорт в 14 лет, считать, что он проживет долгую и счастливую жизнь, — говорит Пухаренко. — На самом деле все намного сложнее: процессы, изменяющие структуру и свойства бетона, продолжаются десятками лет, на протяжении которых материал испытывает всевозможные воздействия, порой деструктивные. Все это отражается на его эксплуатационных качествах, причем не только (а порой не столько) на прочности, но и на показателях долговечности. Все это должно учитываться уже на стадиях проектирования состава бетона и изготовления строительных конструкций».

Для Цитирования:
Опять о бетоне. Прораб. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: