По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.31

Оптимизация управления вентильными двигателями на основе алгоритмов адаптивного регулирования

Болдина О.Б. кандидат технических наук, доцент, Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М. И. Калинина

В данной статье рассматриваются современные подходы к управлению вентильными двигателями в условиях переменных нагрузок и нестабильных режимов работы. Анализируется их структура и принципы функционирования. Исследуются традиционные методы регулирования, включая векторное и прямое управление вентилями, а также классическое пропорционально-интегрально-дифференциальное. Основное внимание уделяется адаптивным алгоритмам, обеспечивающим динамическую настройку параметров в зависимости от текущего состояния системы. Изучаются такие подходы, как адаптивный пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор, управление на основе нечеткой логики и алгоритмы машинного обучения.

Литература:

1. Hu K., Zhang W. Precise control algorithm of rotational speed of the valve-controlled hydraulic motor under load fluctuating conditions //Science Progress. – 2024. – Vol. 107. – №. 4. – Р. 00368504241296299. DOI: 10.1177/00368504241296299

2. Stepanov M. Аdaptive control systems for optimizing electric drive operation and reducing energy consumption in challenging conditions // Original research. – 2024. – Vol. 14. – № 9. – P. 86-92.

3. Cao G., Wu H., Chu Y., Zhao L., Luo Y. Optimal design and dynamic optimization of the main pressure regulating valve for heavy-duty automatic transmission using GA and PSO algorithms //Journal of the Brazilian Society of Mechanical Sciences and Engineering. – 2022. – Vol. 44. – №. 3. – Р. 94. DOI: 10.1007/s40430-02203370-9

4. Mutlak A.F., Humaidi A.J. Adaptive synergetic control for electronic throttle valve system //International Review of Applied Sciences and Engineering. – 2024. – Vol. 15. – №. 2. – Р. 211-220.

5. Gao Q. Nonlinear adaptive control with asymmetric pressure difference compensation of a hydraulic pressure servo system using two high speed on/off valves //Machines. – 2022. – Vol. 10. – №. 1. – Р. 66. DOI: 10.3390/ machines10010066

6. Yang M., Yan G., Zhang Y., Zhang T., Ai C. Research on high efficiency and high dynamic optimal matching of the electro-hydraulic servo pump control system based on NSGA-II // Heliyon. – 2023. – Vol. 9. – №. 3.

7. Yue D., Zuo X., Liu Z., Liu Y., Wei L., Zhao Y. An adaptive control method for the distribution valve of a digital pump // Machines. – 2023. – Vol. 11. – №. 2. – P. 148. DOI: 10.3390/machines11020148

8. Фэн Х. Исследование методов адаптивного скользящего режима управления для повышения эффективности вентильных двигателей в промышленных приложениях //Вопросы природопользования. – 2024. – Т. 3. – №. 3. – С. 27-35. DOI: 10.25726/t3982-6154-2333-x

Вентильные двигатели (ВД) широко применяются в судоходстве, системах автоматизации, робототехнике, транспортных и бытовых устройствах благодаря их высокой надежности, компактности и энергоэффективности. Однако их управление представляет собой сложную задачу, особенно в условиях переменных нагрузок, нестабильного электропитания и изменяющихся параметров внешней среды. Эти факторы могут значительно ухудшать динамические и энергетические характеристики привода, вызывать перегрев и ускоренный износ оборудования.

Традиционные методы управления обеспечивают приемлемую точность в установившихся режимах, но не обладают достаточной гибкостью при изменении внешних условий. В связи с этим возрастает интерес к адаптивным алгоритмам, способным изменять свои параметры в реальном времени в зависимости от текущего состояния системы. Это позволяет не только повысить точность регулирования и устойчивость системы, но и существенно снизить механические и термические нагрузки на двигатель. Целью данной работы является анализ и сравнительная оценка эффективности различных алгоритмов адаптивного управления ВД в условиях переменных нагрузок и нестабильных режимов работы.

Важный класс электромашин, использующих электронное управление для формирования вращающего момента, называется ВД. Их особенность заключается в отсутствии механического коммутационного узла, что обеспечивает высокую надежность, снижает износ и повышает производительность системы. Коммутация осуществляется за счет электронного преобразователя, который синхронизирует подачу токов в обмотки статора с положением ротора, получаемым с помощью датчиков или оценочных алгоритмов.

Наиболее широко применяемыми типами ВД в современной технике являются бесщеточные двигатели постоянного тока (brushless direct current, BLDC) и реактивные (switched reluctance motors, SRM). Конструкция первого типа основана на размещении постоянных магнитов на роторе и обмоток возбуждения на статоре. Такое исполнение позволяет добиться высокой удельной мощности, превосходных динамических характеристик и эффективности за счет отсутствия механических потерь на коммутацию. В свою очередь, SRM имеют зубчатый ротор без возбуждающих элементов. Подобная конструкция делает их простыми в изготовлении, надежными в эксплуатации и особенно устойчивыми к температурным воздействиям.

Для Цитирования:
Болдина О.Б., Оптимизация управления вентильными двигателями на основе алгоритмов адаптивного регулирования. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: