По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.458

Оптимизация режимов труда и отдыха ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий

В статье представлены результаты исследований динамики изменения ремонтных рабочих, занятых ТО и ТР автомобилей. На основе результатов исследований даны рекомендации по рациональному распределению периодов для восстановления работоспособности.

Установлено, что более высокая производительность труда достигается в первые утренние и дообеденные часы дневной смены. Однако особенности работы АТП требуют применения многосменных режимов работы в зонах технического обслуживания и ремонта. Поэтому особо важное значение имеет рационализация режима труда и отдыха при вечерней и ночной работе, так как последние требуют перестройки суточного стереотипа деятельности всех органов и систем организма и, следовательно, большей напряженности нервной системы.

При работе в ночную смену следует чаще чередовать периоды работы и отдыха. Наибольший эффект частых коротких перерывов в данном случае по сравнению с меньшим количеством перерывов той же суммарной продолжительности при дневной смене заключается в том, что процессы восстановления происходят наиболее интенсивно сразу же в первые минуты отдыха. При более длительных перерывах в ночную смену вслед за периодом интенсивного восстановления во время отдыха наступает период, когда человеком овладевает чувство вялости, сонливости и т. д. В конечном итоге наблюдается снижение работоспособности и производительности труда. Во время обеденного перерыва, который должен производиться в середине ночной смены, после еды целесообразен пассивный отдых. Перед возобновлением работы после перерыва следует провести физкультминуту (выполнить несколько физических упражнений).

Большое значение для восстановления работоспособности имеет также организация межсменного отдыха после ночной работы. С учетом характера протекания физиологических процессов можно рекомендовать как наиболее благоприятный такой вариант режима отдыха после ночной смены, при котором дневная норма продолжительности сна разделена на два периода: утренний пятичасовой и вечерний трехчасовой сон.

Существенное влияние на работоспособность оказывают продолжительность рабочей смены и порядок ее чередования. Исследования советских и зарубежных физиологов показывают, что наиболее благоприятное соотношение уровней производительности труда в ночное и дневное время наблюдается в тех случаях, когда ночная работа периодически сменяется дневной. Оптимальным считается чередование смен не чаще чем через 5–7 дней работы.

Для Цитирования:
В. Назаров, С. Назарова, Оптимизация режимов труда и отдыха ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: