Износ цилиндропоршневой группы является важнейшим фактором, влияющим на надежность и безотказность двигателя. Существует множество диагностических параметров оценки технического состояния деталей цилиндропоршневой группы, но единственным параметром, удовлетворяющий условию экспрессдиагностики, который характеризуется износами только этой группы, является прорыв картерных газов. За время эксплуатации двигателя до ремонта расход газов в картере увеличивается в 2–3 раза. Прорыв газов в картер так же, как и угар картерного масла, — явление неизбежное при любом состоянии кольцевого уплотнения.
В целях увеличения достоверности диагностирования цилиндропоршневой группы были выявлены основные факторы условий и режима работы двигателя, оказывающие влияние на выходные значения расхода картерных газов. Такими показателями являются: нагрузка на двигатель, наработка, температура, обороты двигателя, качество (степень «старения») картерного масла. Необходимо выявить влияние вышеперечисленных факторов на расход картерных газов.
При проведении экспериментальных исследований определены зависимости расхода картерных газов от различных факторов. Результаты полученных данных представлены ниже.
Как показывают графические зависимости (рис. 1), характер изменения расхода картерных газов является линейным как от наработки, так и от износов цилиндров двигателя.
Предельные значения расхода картерных газов в 2,5–2,8 раза больше номинальных во всех случаях, в то время как для различных марок двигателей номинальные значения существенно разнятся.
Расход картерных газов растет при «старении» масла в картере двигателя (рис. 2). Получается, что свежее моторное масло, лучше удерживаясь на стенках гильз цилиндра, чем отработавшее, уплотняет сопряжения, препятствуя прорыву отработавших газов в полость картера двигателя.
Потому наиболее достоверные сведения о техническом состоянии ЦПГ по параметрам картерных газов можно получить после проведения ТО‑2 (при смене картерного масла).