Экономическая безопасность (в переводе с греческого означает «владеть ситуацией») была нормативно закреплена в Российской Федерации законом от 05.03.1992 № 2446–1 «О безопасности» (уточнена законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральным законом РФ от 05.10.2015 № 285-ФЗ). Таким образом, в 1992 г. впервые на законодательном уровне были определены понятия безопасности и ее многоаспектного характера, объектов и субъектов, угроз и методов ее обеспечения. В соответствии с законом № 390-ФЗ деятельность по обеспечению безопасности включает прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности. Она может входить в компетенцию общей системы финансового менеджмента или выделена в самостоятельную службу риск-менеджмента, быть функцией системы внутреннего контроля или внутреннего аудита [8].
Большинство авторитетных российских и зарубежных ученых считают, что финансовая составляющая экономической безопасности сегодня играет определяющую роль в стратегическом развитии бизнеса компаний, так как реализация стратегии непосредственно зависит от управления денежными потоками. Финансовая деятельность компании связана со многими рисками, степень влияния которых на результаты ее деятельности значительно повышается с учетом неопределенности и нестабильной экономической ситуации. Риски, сопровождающие финансово-хозяйственную деятельность, выделяются в отдельную группу финансовых рисков, которые и играют наиболее весомую роль в общем портфеле рисков компании. Независимо от своего происхождения финансовые риски являются прямым следствием финансовых отношений субъекта хозяйствования, что ставит задачу организации эффективного риск-менеджмента, основанного на программно-инструментальном обеспечении управления рисками и планирования финансовой политики компании [11–17].
Для повышения финансовой и операционной безопасности деятельности хозяйствующих субъектов предлагаем использовать финансовые инструменты оптимизации ресурсного потенциала через вовлечение в оборот финансового лизинга. Усиление международной интеграции, мировой и внутренней конкуренции вынуждает бизнес постоянно обновлять основные средства. Однако лизинговый бизнес сегодня также находится не в лучшем положении. В сложных международных условиях продолжается сокращение количества лизинговых компаний как результат процессов укрупнения бизнеса вследствие банкротства или продажи активов контрагентам. Несмотря на это, лизинговая деятельность в Российской Федерации активно развивается, о чем свидетельствует рост стоимости активов по новым лизинговым сделкам, в то время как по большинству видов деятельности в российской экономике наблюдается стагнация. Перспективы развития рынка лизинговых услуг связаны, прежде всего, с положительным влиянием государственных мер нормативного характера и субсидий, государственных целевых программ поддержки лизинговых компаний в транспортной сфере (обновление основных средств авиа, автомобильных и железнодорожных компаний на основе механизмов государственно-частного партнерства) [3, 10].