Контрольно-пропускной ре жим — это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольнопропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.
Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.
Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольнопропускного режима основывается на применении «запретов» и «ограничений» в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.
В этой статье затронута тема, напрямую не связанная со службой главного механика. Речь пойдет об обеспечении режима секретности и потерях рабочего времени, обусловленных этим обеспечением, что 70% сторонних посетителей оборонных заводов курирует служба главного механика. Чтобы было понятно, о каких потерях идет речь, можно сказать, что, по самым скромным подсчетам, за без малого сорок лет своей карьеры автор как минимум год провел в ожидании сопровождающего, сначала — чтобы пройти на завод, затем — чтобы выйти, на согласовании прохода и проноса оборудования, проверке содержимого ноутбука и т. д. И если раньше многие меры обеспечения режима секретности были более-менее оправданы и понятны, то в эпоху стремительного развития информационных технологий они видятся не только малоэффективными, но порой даже вредными для решения поставленной задачи.
Прежде всего речь идет о запрете проноса на территорию режимного предприятия ноутбуков и планшетов без согласования с соответствующими службами. Хорошо, если дело ограничивается только согласованием, часто каждый пронос заканчивается проверкой, абсолютно неэффективной, но занимающей значительное рабочее время как минимум трех человек (хозяина ноутбука, сопровождающего и проверяющего).