Слово «инновация» происходит от латинского novatio и означает «обновление». В литературе отечественных и зарубежных авторов можно найти множество определений инноваций (табл. 1). Однако общей чертой является создание чего-то нового через мысли, идеи. Этот термин может также определить инновацию как отражение креативности и оригинальности и заключается в создании чего-то нового (новых продуктов, услуг или их усовершенствовании).
По мнению Шумпетера, инновации являются основой циклического развития экономики. Причина для этого, что эти нововведения работают не равномерно, а в периодических циклах. Внедрение некоторых инноваций требует преодоления так называемого социального сопротивления, которое встает на пути всего нового, неподтвержденного и новаторского [6, 11].
Европейская комиссия в своей «зеленой книге по инновациям» определяет термин «инновация» как синоним для успешного производства, усвоения и использования новизны в экономической и социальной сферах. Инновационное предложение, новые решения проблем тем самым дают возможность удовлетворить потребности личности и общества [12, 13].
Инновации являются главным инструментом обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения стабильности доходов на рынке предприятия в целом. Управление инновационной деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.
Инновационное развитие Казахстана. В результате реализации государственной программы инновационного развития Республики Казахстан достигнуты значительные результаты [7]. Доля инновационно активных предприятий возросла с 4 до 10,6 % (рис. 1).
Доля инновационной продукции (товаров, услуг) к ВВП: 2008 год— 0,69%, 2009-й — 0,49, 2010-й — 0,65, 2011-й — 0,84, 2012-й — 1,22, 2013-й — 1,61, 2014-й — 1,64, 2015-й — 0,92, 2016-й — 0,95, 2017-й — 1,55, 2018 год — 1,91%. В 2018 году по отношению к 2008 году доля инновационной продукции к ВВП возросла в 2,7 раза. Среди инновационно активных предприятий развитых стран получили ряд высоких показателей Германия (78 %), Швеция (59,2), Финляндия (58), Бельгия (59,7), а в США составляет около 50% (рис. 2) [7, 9].