В последние десятилетия в России наблюдается активное развитие малых и средних предприятий в сфере здравоохранения, в их числе деятельность по оказанию стоматологических услуг, диагностике, частные клинические центры, предприятия, реализующие медицинские товары, и т.д. На сегодняшний день Конституцией Российской Федерации предусмотрено оказание гарантированного объема медицинских услуг за счет средств бюджетов, бюджетной системы и других поступлений. При этом медицинские учреждения вправе оказывать некоторые услуги, в том числе выходящие за пределы гарантированного объема, на возмездной (платной) основе. Тогда предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере здравоохранения, выступают не только в качестве дополнения к платным и бесплатным услугам медицинских учреждений, образованных за счет бюджетных средств и по инициативе органов государственной или муниципальной власти, но и в виде альтернативного места получения необходимых медицинских услуг. Это создает условия для образования и развития рынка услуг в сфере здравоохранения и, более того, за счет формирования частных лиц, предоставляющих данный продукт, создает конкурентную среду, что способствует улучшению общего качества товаров и услуг, предоставляемых потребителю в сфере здравоохранения в рамках экономики [8].
Важную роль здесь играет малое и среднее предпринимательство, поскольку при формировании новых малых предприятий в сфере здравоохранения происходит образование среднего класса, расширяется ряд работодателей, готовых предоставить рабочие места выпускникам медицинских вузов и специалистам в смежных сферах. В первую очередь положительное влияние малые предприятия данной сферы оказывают на развитие муниципального образования и регионов [11], поскольку именно с местного уровня начинается формирование качественной среды для жизни и профессионального развития граждан. Более того, малые предприятия формируют и долю поступлений в бюджеты бюджетной системы, что в зависимости от качества их финансовой деятельности, определяющей величину таких поступлений, позволяет органам государственной власти ускорить процесс формирования благоприятной бизнес-среды и стимулирования роста на макроуровне [7].