По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2502-06

Оптимизация механизмов оплаты сверхурочных: алгоритм расчета уточнен

Виктор Аркадьевич Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36, ORCID: 0000-0003-2748-6234, lebedev.var@rea.ru
Елена Ивановна Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», Россия, 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, ORCID: 0000-0001-5197-1913, avpra@mail.ru

Поправки, внесенные в ст. 152 ТК РФ, уточнили порядок оплаты сверхурочных. Проведен анализ ранее сложившейся практики правоприменения оплаты сверхурочных работ, основанной на учете только базовой части заработной платы, и новых требований, касающихся учета также компенсационных и стимулирующих выплат, произведенных работнику за соответствующий период. Рассмотрены практические вопросы отнесения выплат, которые должны быть включены в расчет; существующие нормативные документы и возможность их применения при определении размера компенсаций, полагающихся работнику, привлеченному в соответствии с установленным порядком к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работе).

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/.

3. Кодекс законов о труде РСФСР (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) [утратил силу] [Электронный ресурс]. — URL: https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/kodex_trud1971.

4. Федеральный закон от 22.04.2024 № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 152 Трудового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1708169/.

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/192713/.

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/192714/.

7. Федеральный закон от 18.06.2017 № 125-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218170/.

8. Приказ Минтруда России от 10.05.2017 № 415 «О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) Союза ССР и утратившим силу указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. № 1-28У “О порядке применения Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет”» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216706/.

9. Ганеева А.В. Проблемы правового регулирования привлечения работника к сверхурочным работам / В сб.: Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Материалы Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2022. — С. 110–113 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48987946.

10. Чилилов А.М. Современные тенденции в вопросах оплаты труда медицинских работников государственных (муниципальных) учреждений // Управление риском. — 2022. — № 4 (104). — С. 47–49 [Электронный ресурс]. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=50266185.

11. Шинкарева О.В., Вишневский В.А. Особенности оплаты сверхурочной работы медицинскими организациями // Бухучет в здравоохранении. — 2024. — № 7 (271). — С. 39–47 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68536060.

1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2024 No. 309 “On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036” [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/.

2. The Labor Code of the Russian Federation [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/.

3. The RSFSR Labor Code (approved by the Supreme Council of the RSFSR on December 09, 1971) [expired] [Electronic resource]. — Access mode: https://nnov.hse.ru/ba/law/ igpr/kodex_trud1971.

4. Federal Law No. 91-FZ “On Amendments to Article 152 of the Labor Code of the Russian Federation” dated 04/22/2024 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1708169/.

5. Order No. 822 of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated December 29, 2007 “On Approval of the List of Types of Compensation Payments in Federal Budgetary, Autonomous, and State-owned Institutions and explanations on the procedure for establishing Compensation payments in these institutions” [Electronic resource]. — Access mode: https://base.garant.ru/192713/.

6. Order No. 818 of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated December 29, 2007 “On Approval of the List of Types of Incentive Payments in Federal Budgetary, Autonomous, State-owned Institutions and explanations on the procedure for establishing incentive payments in these institutions” [Electronic resource]. — Access mode: https://base.garant.ru/192714/.

7. Federal Law No. 125-FZ “On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation” dated June 18, 2017 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218170/.

8. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 05/10/2017 No. 415 “On the Recognition of Certain Regulatory Legal Acts (Provisions of Regulatory Legal Acts) Not Valid on the Territory of the Russian Federation The Decree of the Ministry of Social Protection of the RSFSR dated April 20, 1992 No. 1-28-U “On the procedure for the application of the Law of the RSFSR “On State Pensions in the RSFSR” in the appointment of pensions in connection with special working conditions and pensions for years of service” [Electronic resource]. — Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216706/.

9. Ganeeva A.V. Problems of legal regulation of employee involvement in overtime work / In the collection: Actual problems of labor law and social security law. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2022. Р. 110–113 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48987946.

10. Chililov A.M. Modern trends in remuneration of medical workers of state (municipal) institutions // Risk management. 2022. No. 4 (104). Р. 47–49 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=50266185.

11. Shinkareva O.V., Vishnevsky V.A. Features of overtime pay by medical organizations // Accounting in healthcare. 2024. No. 7 (271). Р. 39–47 [Electronic resource]. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68536060.

Система оплаты труда в медицинских учреждениях направлена на повышение заинтересованности медицинских работников в результатах своего труда, включая усиление мотивации работников в повышении качества оказания медицинских услуг пациентам. Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1] намечены ключевые направления и определены целевые показатели, обеспечивающие рост доходов работников бюджетного сектора экономики. Так, изменения, внесенные в ст. 152 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) [2], регламентирующие заработную плату при сверхурочной работе, легализовали обязанность работодателя учитывать при оплате сверхурочной работы не только базовую часть заработной платы, но также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Как известно, способы начисления вознаграждения за труд составляют систему оплаты труда, которая в соответствии со ст. 135 ТК РФ определяет размеры тарифных ставок, базовых (должностных) окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, сверхурочную работу, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера, а также системы доплат и надбавок стимулирующего характера, премирования работников. Система оплаты труда работников бюджетных, в том числе медицинских, учреждений регламентирована ст. 144 ТК РФ, отражающей особенности правового положения таких учреждений. В бюджетных учреждениях системы оплаты труда работников устанавливают коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Законодатель обозначил свою правовую позицию относительно особенностей сверхурочной работы, уточнив режим оплаты сверхурочной работы, который действует с 1 сентября 2024 года. Отметим, что соответствующие изменения были инициированы правоприменительной практикой, обратившей внимание на отсутствие в трудовом законодательстве соответствующих условий о структуре оплаты сверхурочных, что позволяло работодателю при расчете вознаграждения за сверхурочную работу принимать во внимание только оклад (должностной оклад) такого работника. Очевидно, что это обстоятельство ущемляло права работников на справедливую заработную плату при сверхурочной работе.

Для Цитирования:
Виктор Аркадьевич Лебедев, Елена Ивановна Лебедева, Оптимизация механизмов оплаты сверхурочных: алгоритм расчета уточнен. Бухучет в здравоохранении. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: