Депрессия является серьёзной психической патологией с большим числом выраженных симптомов. На сегодняшний день применение антидепрессантов является самым распространенным методом лечения таких различных расстройств депрессивного спектра. К их числу относятся не только классические варианты эндогенной депрессии, но и ее стертые и атипичные формы. Определено, что многие антидепрессанты проявляют свойства агонистов опиоидных рецепторов, что может обусловливать их дополнительные антиноцицептивные и антидепрессивные свойства, дающие определенные превосходства над другими антидепрессантами в лечении неврологических и психиатрических заболеваний. Эффективность применения антидепрессантов была выявлена при ряде синдромов и заболеваний, среди которых можно отметить:
• обсессивно-компульсивное, паническое, тревожное расстройства, включая агорафобию и социальную фобию;
• посттравматическое стрессовое расстройство;
• соматоформные расстройства;
• нервная булимия;
• нарколепсия;
• энурез и некоторые другие состояния.
Механизм действия антидепрессантов при указанных состояниях остается недостаточно ясным, что связано с поливалентностью биологического действия препаратов [1]. Ряд авторов считают, что в основе патогенеза депрессии лежит нарушение регуляции в центральных моноаминергических системах. Антидепрессанты, которые ингибируют обратный захват моноаминов, широко используются в клинике для облегчения симптомов депрессии. Также следует отметить, что большинство фармакологических эффектов антидепрессантов и их лекарственных взаимодействий происходит на уровне синаптической нейропередачи. Ингибиторы моноаминооксидазы (МАО) блокируют метаболические пути разрушения нейромедиаторов (норадреналина, серотонина, дофамина), а ТЦА и другие антидепрессанты, такие как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина, регулируют их обратный захват пресинаптической мембраной [2].
Однако появляющиеся данные свидетельствуют о том, что многие антидепрессанты не только ингибируют обратный захват моноаминов, но обладают также другими механизмами действия [3]. В данном аспекте привлекают внимание исследования, в которых освещены вопросы, подтверждающие тот факт, что антидепрессанты способны взаимодействовать с опиоидной системой посредством еще не полностью изученных механизмов. Такие возможности отдельно взятых антидепрессантов могут обусловливать как дополнительные положительные стороны их клинического действия (способность проявлять более эффективные антидепрессивные, анальгетические и другие свойства), так и отрицательные стороны (способность проявлять не свойственные другим антидепрессантам побочные действия и реакции, вызывать зависимость и синдром отмены) [4–5].