Магистральный трубопроводный транспорт является важной составляющей топливно-энергетического комплекса страны. Российская Федерация имеет разветвленную сеть магистральных нефтепроводов и вопрос обеспечения их безопасной эксплуатации, снижение негативного влияния нефтепровода на окружающую среду — один из приоритетных.
В последние несколько десятилетий в различных аспектах проблема влияния нефтепроводов на окружающую среду рассматривалась в работах Ершова А.И., Каблова В.Ф., Орлова Д.С., Садовниковой Л.К., Рогозина Е.А., Леоненко И.И., Губайдуллина М.Г. и др. [3,4,5,7].
Влияние объектов нефтепровода распространяется на все компоненты окружающей среды: приземной слой атмосферы, почву, рельеф, растительность, животный мир, поверхностные и подземные воды. Поскольку все компоненты связаны с поверхностью планеты, итоговым получателем негативного воздействия являются земельные ресурсы (рис. 1). Загрязнение земель, нарушение почвенного и растительного покрова, развитие негативных процессов, снижение биологической продуктивности, изменение рельефа, разрушение берегов и русла водоемов — вот неполный перечень негативного воздействия на земельные ресурсы. Влияние осуществляется на разных стадиях «жизненного цикла» нефтепровода: строительство, эксплуатация, ремонт, авария.
В настоящее время достаточно изучен вопрос влияния на окружающую среду строительства магистральных нефтепроводов, но не определены зоны влияния в период эксплуатации. Необходимость выделения этих зон связана как с техническими особенностями магистрального нефтепровода, так и с особенностями прилегающих территорий.
Объектом исследования является нефтепровод «Усть-Балык-Омск» (участок «Вагай-Омск»), введенный в эксплуатацию в 1967 году. Таким образом, влияние объекта на земельные ресурсы осуществляется в период его эксплуатации, проведения ремонтных работ и во время аварий.
Экологические воздействия при эксплуатации нефтепровода более длительны по времени. Связаны они с протечками нефтепродуктов из‑за негерметичности труб, неисправности запорной арматуры (задвижек, вентилей, кранов и т. д.). При работе нефтепровода в обычном режиме воздействие на окружающую среду минимально [2].