По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Определение трудоемкости технического обслуживания и ремонта автокранов

Х. А. Фасхиев д-р техн. наук, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация E-mail: faskhiev@mail.ru

Трудоемкость технического обслуживания и ремонта (ТОР) является одним из важных потребительских свойств автомобильной техники. Величина трудоемкости ТОР необходима, во-первых, для расчета годового фонда рабочего времени затрачиваемого на выполнение работ, во вторых, для определения эксплуатационных затрат, в которых затраты на ТОР составляют до 20%. Эксплуатационные затраты автомобиля необходимы для обоснования их экономической эффективности у потребителя.

Литература:

1. Фасхиев Х. А., Нуретдинов Д. И. Прогнозирование трудоемкости технического обслуживания и ремонта грузовых автомобилей // Грузовик. 2004. №2. С. 20-22.

2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / М-во автом. трансп. РСФСР. М.: Транспорт, 1988. 78 с.

3. Понизовкин А. Н., Власко Ю.М., Ляликов М.Б. и др. Краткий автомобильный справочник. М.: АО «Трансконсалтинг», НИИАТ, 1994. 779 с.

4. Каталог кранов. https://www.avtocrane.ru/catalog/ (дата обращения: 27.02.2025).

5. Автомобильные краны. https://www.baurum.ru/_library/?cat = stroymachines&id = 1185 (дата обращения: 27.02.2025).

6. Иванова В.М., Калинина В.Н., Нешумова Л.А. и др. Математическая статистика. М.: Высш. школа, 1981. 371 с.

Трудоемкость ТОР грузовых автомобилей характеризуется удельной трудоемкостью [1], которая представляет собой суммарную трудоемкость ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта на 1000 км пробега

где tТО-1 — трудоемкость ТО-1 на одно обслуживание, чел∙ч; LТО-1 — периодичность ТО-1, тыс. км; tТО-2 — трудоемкость ТО-2 на одно обслуживание, чел∙ч; LТО-2 — периодичность ТО-2, тыс. км; tТР — удельная трудоемкость текущего ремонта, чел∙ч/1000 км.

Аналогичный подход может быть использован для расчета трудоемкости ТОР спецтехники, в частности автокранов. Удельная трудоемкость ТОР автокрана равна суммарной трудоемкости ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта на 1000 мото-часов

где tТО-1 — трудоемкость ТО-1 на одно обслуживание, чел∙ч; TТО-1 — периодичность ТО-1, мото-ч; tТО-2 — трудоемкость ТО-2 на одно обслуживание, чел∙ч; TТО-2 — периодичность ТО-2, мото-ч; tТР — удельная трудоемкость текущего ремонта, чел∙ч/1000 мото-ч.

Значения входящих в формулу (1) показателей ранее выпускаемых моделей грузовых автомобилей можно найти в справочниках [2, 3, 4]. Со спецтехникой ситуация сложнее, так как информация о показателях ТОР для них недостаточна. Фактические значения трудоемкости крановой техники могут выявляться только по статистическим данным через несколько лет эксплуатации новой модели. При отсутствии данных о трудоемкости ТОР покупатель лишается возможности оценить одного из важнейших потребительских свойств автомобиля. Следует отметить, что производителю тоже необходимо знать трудоемкость ТОР проектируемой модели. Это необходимо для планирования затрат на ТОР, оценить экономическую эффективность автокрана у потребителя. Для решения проблем, связанных с определением трудоемкости, необходимо создать расчетную модель трудоемкости на ТОР автокрана по его техническим параметрам.

Величину удельной трудоемкости ТОР новых моделей целесообразно определить на основе многофакторного регрессионного анализа по данным аналогичных моделей крановой техники имеющих данные по трудоемкости, полученные в эксплуатации. В роли факторных признаков рекомендуется принимать такие параметры автокрана, как грузоподъемность q (т), мощность крана Р (т∙м/с) (характеризует способность крана поднять определенный вес на определенную высоту с определенной скоростью), грузовой момент Mг (т∙м), снаряженную массу автокрана Gтр (т). Эти параметры непосредственно определяют трудоемкость ТОР автокрана.

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Определение трудоемкости технического обслуживания и ремонта автокранов. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: