По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3 DOI:10.33920/sel-10-2510-07

Определение среднего фактического ресурса деталей машин

Соломашкин А. А. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Предлагаемая методика определения вероятности отказа деталей машин и оценки их среднего фактического ресурса расширяет возможности анализа надежности. Она позволяет вычислять указанные параметры не только для нормативной межконтрольной наработки, зафиксированной в нормативно-технической документации, но и учитывать случайные отклонения от установленного норматива, обусловленные конкретными условиями эксплуатации оборудования. Данный подход обеспечивает более точную и реалистичную оценку ресурса деталей, повышая эффективность планирования технического обслуживания и прогнозирования отказов.

Литература:

1. Михлин В. М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. — М.: Колос, 1984. — 331 с.

2. Определение допускаемых значений параметра при его нормативных показателях // Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2010614049, зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 22 июня 2010 г.

3. Соломашкин А. А. Обоснование ресурсосберегающих технических требований при ТО и ремонте // Машинно-технологическая станция. — 2010. — № 3. — С. 12–13.

В качестве параметра технического состояния, характеризующего текущее техническое состояние детали машины (узла, соединения), принимают или структурный параметр, т. е. износ детали U, соединения, или связанный с этим структурным диагностический параметр (температура, вибрация и т. д.), изменяющиеся во времени t (от наработки) ма шины.

В целях предупреждения отказов и более полного использования ресурса детали при техническом обслуживании и ремонте машин техническая документация содержит гостированный норматив для этих параметров технического состояния — допускаемый износ детали (отклонения параметров) D, обеспечивающий ее работу с определенной безотказностью до следующего ТО и/или ремонта [1].

Существующая методика определения этого норматива характеризуется применением одного допускаемого износа D детали при заданной периодичности между ТО или ремонтами [2]. Упомянутый износ D находится в пределах между номинальным Uн и предельным Up размерами детали (значениями параметра).

На рисунке 1 в качестве примера приведена случайная элементарная веерная функция изнашивания примерно для 25 одноименных деталей машины с одним допускаемым износом D, а также плотность нормального распределения ресурса этих деталей, полученная, когда функция изнашивания достигает своего предельного значения Up , т. е. 100 %-ного износа. На рисунке приняты следующие обозначения: t M — наработка или время работы этих деталей между плановыми ТО (ремонтами), здесь t M = 500 единиц наработки (мото-ч., тыс. км); участки, где наблюдаются отказы в первом и во втором периодах межконтрольной наработки, значения Q1 и Q2 — это вероятности отказов деталей на этих участках; незаштрихованные участки плотности распределения, характеризующие вероятности предупредительного ремонта или замены (восстановления) деталей.

Жирные штриховые наклонные линии (первые две) отражают момент начала отказа деталей машины в первом и втором периодах. Остальные линии (третья — шестая), пересекающие допускаемый износ, отражают начало предупредительных замен (восстановления) деталей.

Для Цитирования:
Соломашкин А. А., Костомахин М. Н., Определение среднего фактического ресурса деталей машин. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: