По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3

Определение среднего фактического ресурса деталей машин и вероятности отказа

Соломашкин А. А. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, E-mail: gosniti4@mail.ru
Костомахин М.Н. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, E-mail: gosniti4@mail.ru

Предлагаемая методика выявления вероятности отказа детали машины и его среднего фактического ресурса позволяет определять значения этих параметров не только при нормативной межконтрольной наработке, установленной в нормативно-технической документации, но и с учетом случайного отклонения их норматива, обусловленного реальными условиями эксплуатации машины.

Литература:

1. Михлин В.М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. — М.: Колос, 1984. — 331 с.

2. Определение допускаемых значений параметра при его нормативных показателях. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ, № 2010614049, зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 22 июня 2010 г.

3. Соломашкин А.А. Обоснование ресурсосберегающих технических требований при ТО и ремонте // Машинно-технологическая станция. — 2010. — № 3. — С. 12–13.

4. Измайлов А.Ю., Калинкин Г.А., Крюков М.Л., Шилова Е.П., Васильев А.Ю., Курбанов Р.К. Перспективные технологии транспортного обеспечения в сельском хозяйстве // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2010. — № 3. — С. 39–43.

5. Градов Е.А. Бесконтактная диагностика определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания энергонасыщенной сельскохозяйственной техники // Технический сервис машин. — 2023. — Т. 61. — № 2 (151). — С. 32–39.

6. Курбанов Р.К. Алгоритм оценки эффективности уборочно-транспортного комплекса // Тракторы и сельхозмашины. — 2011. — № 9. — С. 54–55.

7. Катаев Ю.В., Загоруйко М. Г., Тишанинов И.А., Градов Е.А. Прогнозирование отказов в двигателях сельскохозяйственной техники с применением цифровых технологий // Аграрный научный журнал. — 2022. — № 2. — С. 79–82.

8. Никифорова Е.С., Курбанов Р.К. Использование имитационного моделирования в разработке систем поддержки принятия решений на предприятиях АПК // Сборник научных докладов ВИМ. — 2008. — Т. 2. — С. 208–216.

9. Катаев Ю.В., Градов Е.А. Системы профилактического технического обслуживания сельскохозяйственной техники // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. — Красноярск, 2021. — С. 133–136.

В качестве параметра технического состояния, характеризующего текущее техническое состояние детали машины (узла, соединения), принимают или структурный параметр, т. е. износ детали U, соединения, или связанный с ним диагностический параметр (температура, вибрация и т. д.), изменяющиеся во времени t (от наработки) машины.

В целях предупреждения отказов и более полного использования ресурса детали при техническом обслуживании и ремонте машин техническая документация содержит гостированный норматив для этих параметров технического состояния — допускаемый износ детали (отклонения параметров) D, обеспечивающий ее работу с определенной безотказностью до следующего ТО и/или ремонта [1].

Существующая методика определения этого норматива характеризуется применением одного допускаемого износа D детали при заданной периодичности между ТО или ремонтами [2]. Упомянутый износ D находится в пределах между номинальным Uн и предельным Up размерами детали (значениями параметра).

На рисунке 1 в качестве примера приведена случайная элементарная веерная функция изнашивания примерно для 25 одноименных деталей машины с одним допускаемым износом D, а также плотность нормального распределения ресурса этих деталей, полученная, когда функция изнашивания достигает своего предельного значения — Up, т. е. 100 %-ного износа. На рисунке приняты следующие обозначения: t M — наработка или время работы этих деталей между плановыми ТО (ремонтами), здесь t M = 500 единиц наработки (мото∙ч, тыс. км); участки, где наблюдаются отказы в первом и во втором периодах межконтрольной наработки, значения Q1 и Q2 — это вероятности отказов деталей на этих участках; не заштрихованные участки плотности распределения, характеризующие вероятность предупредительного ремонта или замены (восстановления) деталей.

Жирные штриховые наклонные линии (первые две) отражают момент начала отказа деталей машины в первом и втором периодах. Остальные линии (3–6), пересекающие допускаемый износ, отражают начало предупредительных замен (восстановления) деталей.

Для Цитирования:
Соломашкин А. А., Костомахин М.Н., Определение среднего фактического ресурса деталей машин и вероятности отказа. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: