Чтобы быть готовыми к будущим изменениям учета нематериальных активов, предусмотренным ФСБУ 14/2022 для организаций негосударственного сектора (в том числе организаций здравоохранения этого сектора), необходимо уже сейчас детально проанализировать данные изменения. Основные нововведения указанного стандарта были исследованы нами в одной из предыдущих статей. В настоящей статье остановимся более подробно на содержащихся в ФСБУ 14/2022 регламентациях в отношении определения, состава и признания нематериальных активов, в том числе стоимостного лимита для данного признания.
Цель исследования: детально проанализировать регламентации ФСБУ 14/2022 в отношении определения, состава и признания нематериальных активов в бухгалтерском учете.
Задачи исследования: выявление нововведений указанного стандарта в вышеназванной области; определение основных проблемных аспектов в данной сфере; поиск путей их решения.
Материалы и методы исследования: в процессе исследований использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод группировки, метод аналогий, логический подход, системный подход; при проведении исследований были детально проанализированы требования ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», данные требования были сопоставлены с правилами ПБУ 14/2007.
Представим результаты проведенного исследования. В первую очередь обратим внимание на определение и условия признания нематериальных активов. Следует отметить, что в ФСБУ 14/2022 содержащиеся в ПБУ 14/2007 условия признания данных активов несколько изменены и, кроме того, фактически трансформированы в определение указанных активов (табл. 1).
Как видно из таблицы 1, несмотря на то что соответствующие признаки и условия в ФСБУ 14/2022 и ПБУ 14/2007 в целом совпадают, можно назвать и некоторые отличия в них. Так, в 14-м федеральном стандарте не предусмотрена категория контроля над объектом для его признания нематериальным активом. Кроме того, в ФСБУ 14/2022 не упоминается необходимость достоверного определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов. Помимо этого, в 14-м федеральном стандарте не говорится о том, что организацией не предполагается продажа нематериальных активов в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Вместе с тем в данном стандарте отдельно указывается, что он не распространяется в том числе на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации. Таким образом, новые правила учета нематериальных активов не предполагают признания в их составе предназначенных именно для продажи объектов (пример 1).