По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01 DOI:10.33920/med-17-2301-04

Определение, состав и признание нематериальных активов по ФСБУ 14/2022

Эмилия Сергеевна Дружиловская канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», 603000, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23, E-mail: druzhilovskaya@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-2866-9825

Новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) 14/2022 «Нематериальные активы» вносит существенные изменения в российский учет данных активов организаций негосударственного сектора (в том числе организаций здравоохранения указанного сектора). В одной из предыдущих статей мы исследовали основные нововведения вышеназванного стандарта. В настоящей статье проанализируем более детально вопросы, касающиеся определения, состава и признания нематериальных активов согласно ФСБУ 14/2022. При проведении исследований использовались следующие методы: анализ и синтез, сравнение, метод группировки, метод аналогий, логический подход, системный подход. В результате проведенных исследований подробно проанализированы регламентации ФСБУ 14/2022 в отношении определения, состава и признания нематериальных активов (в том числе вопросы, касающиеся стоимостного лимита для такого признания) организаций негосударственного сектора (в частности, организаций здравоохранения данного сектора), выявлены основные проблемные аспекты в указанной области и обоснованы предложения по их решению. Кроме того, в настоящей статье представлены многочисленные примеры, поясняющие требования вышеназванного стандарта. Отраженные в настоящей работе результаты будут полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами российского бухгалтерского учета, в том числе нематериальных активов. Кроме того, полученные результаты могут применяться в учебном процессе высших учебных заведений, в практической работе бухгалтерий организаций негосударственного сектора (в том числе организаций здравоохранения указанного сектора), а также при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.

Литература:

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) 14/2022 «Нематериальные активы». Утвержден приказом Минфина России от 30.05.2022 № 86н.

2. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 14/2007 «Учет нематериальных активов». Утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

3. Дружиловская Э.С. Новые правила оценки нематериальных активов в российском учете и их соотношение с требованиями МСФО / Э.С. Дружиловская // Бухгалтер и закон. — 2017. — № 2 (182). — С. 2–19.

4. Пласкова Н.С., Полянская Т.А., Проданова Н.А. Совершенствование учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности: монография. — М.: Аудитор, 2017. — 274 с.

5. Проект ФСБУ «Бухгалтерская отчетность организации». — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/accounting/development/project?id_38=127657-proekt_federalnogo_standarta_bukhgalterskogo_uchyota_bukhgalterskaya_otchyotnost_organizatsii.

1. Federal Accounting Standard (FSBU) 14/2022 “Intangible Assets”. Approved by order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 86n dated May 30, 2022.

2. Regulation on accounting (RA) 14/2007 “Accounting for Intangible Assets”. Approved by order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 153n dated December 27, 2007.

3. Druzhilovskaya E.S. New rules for valuation of intangible assets in Russian accounting and their correlation with the requirements of IFRS / E.S. Druzhilovskaya // Accountant and law. — 2017. — No. 2 (182). — Р. 2–19.

4. Plaskova N.S., Polyanskaya T.A., Prodanova N.A. Improvement of accounting and analytical support for innovation activities. Monograph. — M.: Auditor, 2017. — 274 p.

5. FAS Draft “Accounting statements of the organization”. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/accounting/development/project?id_38=127657-proekt_federalnogo_standarta_bukhgalterskogo_uchyota_bukhgalterskaya_otchyotnost_organizatsii.

Чтобы быть готовыми к будущим изменениям учета нематериальных активов, предусмотренным ФСБУ 14/2022 для организаций негосударственного сектора (в том числе организаций здравоохранения этого сектора), необходимо уже сейчас детально проанализировать данные изменения. Основные нововведения указанного стандарта были исследованы нами в одной из предыдущих статей. В настоящей статье остановимся более подробно на содержащихся в ФСБУ 14/2022 регламентациях в отношении определения, состава и признания нематериальных активов, в том числе стоимостного лимита для данного признания.

Цель исследования: детально проанализировать регламентации ФСБУ 14/2022 в отношении определения, состава и признания нематериальных активов в бухгалтерском учете.

Задачи исследования: выявление нововведений указанного стандарта в вышеназванной области; определение основных проблемных аспектов в данной сфере; поиск путей их решения.

Материалы и методы исследования: в процессе исследований использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод группировки, метод аналогий, логический подход, системный подход; при проведении исследований были детально проанализированы требования ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», данные требования были сопоставлены с правилами ПБУ 14/2007.

Представим результаты проведенного исследования. В первую очередь обратим внимание на определение и условия признания нематериальных активов. Следует отметить, что в ФСБУ 14/2022 содержащиеся в ПБУ 14/2007 условия признания данных активов несколько изменены и, кроме того, фактически трансформированы в определение указанных активов (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, несмотря на то что соответствующие признаки и условия в ФСБУ 14/2022 и ПБУ 14/2007 в целом совпадают, можно назвать и некоторые отличия в них. Так, в 14-м федеральном стандарте не предусмотрена категория контроля над объектом для его признания нематериальным активом. Кроме того, в ФСБУ 14/2022 не упоминается необходимость достоверного определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов. Помимо этого, в 14-м федеральном стандарте не говорится о том, что организацией не предполагается продажа нематериальных активов в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Вместе с тем в данном стандарте отдельно указывается, что он не распространяется в том числе на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации. Таким образом, новые правила учета нематериальных активов не предполагают признания в их составе предназначенных именно для продажи объектов (пример 1).

Для Цитирования:
Эмилия Сергеевна Дружиловская, Определение, состав и признание нематериальных активов по ФСБУ 14/2022. Бухучет в здравоохранении. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: