По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 661.479

Определение погрешности от упругих деформаций технологической системы методом конечных элементов

Любимцева А. В. МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, e-mail: lyubimtseva_anna@bk.ru
Зайцев А. В. канд. техн. наук, доцент, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, e-mail: zaitsevav@bmstu.ru

На примере процесса механической обработки станины электродвигателя показана возможность определения погрешности от упругих деформаций технологической системы методом конечных элементов. Для проверки адекватности модели проведен сравнительный анализ результатов расчета с экспериментальными данными. Результаты показали, что величина отклонения от круглости, полученная в результате моделирования, получилась на 16% меньше (0,134 мм), чем фактически получаемая при обработке (0,16 мм). Данные моделирования подтверждают, что погрешность от упругих деформаций технологической системы имеет максимальное значение. На остальные составляющие погрешности приходится около 16% отклонения.

Литература:

1. ГОСТ 30893.2–2002. Общие допуски. Допуски формы и расположения поверхностей, не указанные индивидуально. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2003. — 12 с.

2. Бурцев, В. М., Васильев, А. С., Гемба, И. Н. и др. Основы технологии машиностроения / Под ред. Дальский А.М., Кондаков А.И.. — 2011. — 478 с.: илл. — Библиогр.: с. 475.

3. Мощицкий, В.Б. Исследование точности обработки станин электродвигателей. Диссертация на соискание ученой степени к. т.н. в 2т. — М., 1972. — 323 с.

4. Мощицкий, В. Б., Черпаков, Б. И., Гагашкин, Г.И. Технология механической обработки в массовом производстве электродвигателей. — М.: Энергия, 1981. — 176 с.

5. Технология машиностроения: учебник для вузов, в 2т. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. — Т. 1.

1. GOST 30893.2–2002. Obshchie dopuski. Dopuski formy i raspolozheniya poverhnostej, ne ukazannye individual'no. M.: IPK Izdatel'stvo standartov, 2003, 12 s.

2. Burcev, V. M., Vasil'ev, A. S., Gemba, I. N. i dr. Osnovy tekhnologii mashinostroeniya / Pod red. Dal'skij A. M., Kondakov A. I.. — 2011. — 478 s.: il. — Bibliogr.: s. 475.

3. Moshchickij, V.B. Issledovanie tochnosti obrabotki stanin elektrodvigatelej. Dissertaciya na soiskanie uchyonoj stepeni k. t. n. v 2 t., Moskva, 1972. — 323s.

4. Moshchickij, V. B., Cherpakov, B. I., Gagashkin, G.I. Tekhnologiya mekhanicheskoj obrabotki v massovom proizvodstve elektrodvigatelej. — M; Energiya, 1981.–176 s.

5. Tekhnologiya mashinostroeniya: uchebnik dlya vuzov: v 2 t. — 3-e izd., ispr. i pererab. — M.: Izd-vo MGTU im. N. E. Baumana, 2011. T. 1:

В условиях Четвертой промышленной революции, связанной в том числе с увеличением автономности автоматизированных производственных систем, особо важную роль играет встраивание качества в технологический процесс изготовления изделия. Для этого необходимо проанализировать производственную ситуацию, выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на качество изделия, и подобрать параметры процесса так, чтобы величина погрешности изготовления не превышала величины допуска, заданного конструктором.

Указанный подход проиллюстрирован на примере процесса механической обработки станины асинхронного электродвигателя. В настоящее время асинхронные электродвигатели применяются повсеместно для создания движущей силы насосов, вентиляторов, компрессоров, конвейеров и других машин. Станина электродвигателя является корпусной деталью, объединяющей все узлы двигателя. В данной работе рассмотрена станина из алюминиевого сплава АК10су массой 1 кг (рис. 1).

Одной из основных поверхностей станины, определяющих параметры работы всего электродвигателя, является внутренняя цилиндрическая поверхность. В данной конструкции диаметр поверхности D равен 101мм, допуск на ее размер 0,87мм (рис. 2). По [1] допуск круглости для элементов с не указанными на чертеже предельными отклонениями размеров не должен превышать общего допуска на радиальное биение, что составляет 0,2мм.

В условиях крупносерийного и массового производства поверхность обрабатывают растачиванием на автоматической линии. Маршрутный эскиз обработки приведен на рис. 3.

Суммарная погрешность обработки определяется по формуле [2]:

где ε — погрешность установки заготовки; ∆у — погрешность от упругих деформаций элементов технологической системы; ∆н — погрешность установки инструмента и настройки станка на размер; ∆h — погрешность, вызываемая размерным износом инструмента; ∆t — погрешность, вызываемая тепловыми деформациями элементов технологической системы; Σ∆ф — погрешность формы обрабатываемой поверхности, вызываемая геометрическими погрешностями станка.

Для Цитирования:
Любимцева А. В., Зайцев А. В., Определение погрешности от упругих деформаций технологической системы методом конечных элементов. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: