По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.33

Определение объема диагностики асинхронных двигателей на основе использования нечеткой логики

Алиева М. С. магистр гр. 8Э-51, АлтГТУ им. И. И. Ползунова; инженер ПТО, ООО «Прогресс»
Грибанов А. А. канд. техн. наук, доцент кафедры электроснабжения промышленных предприятий, Алтайский государственный технический университет (АлтГТУ) им. И. И. Ползунова, г. Барнаул

Рассмотрены виды неисправностей и методы диагностики оценки состояния асинхронного двигателя. С помощью программной среды MatLab Fuzzy Logic Toolbox и нечеткой логики определяется остаточный ресурс электродвигателей. На основании полученных данных производится оценка необходимого объема диагностики асинхронных двигателей для прогнозирования их остаточного ресурса.

Литература:

1. Попова М. С., Грибанов А. А. Методика определения необходимого объема выполнения диагностики асинхронных двигателей для прогнозирования остаточного ресурса с использованием нечеткой логики // Сборник трудов 12-й Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь — 2015». — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. — С. 53–56.

2. Попова М. С., Грибанов А. А. Оценка необходимого объема диагностики асинхронных двигателей для прогнозирования их остаточного ресурса // Сборник материалов III Всероссийской молодежной научной школы-конференции «Энергетика, электромеханика и энергоэффективные технологии глазами молодежи» / Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во ООО «СКАН», 2015. — С. 244–248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/science/konf/ekmee/proceedings/2015.

3. Суханкин Г. В. Система нечеткой логики для определения остаточного ресурса асинхронного двигателя в условиях агропромышленного комплекса // Ползуновский вестник. — 2011. — № 2/2. — С. 187–194.

4. Алексеев А. Н. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений. — М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.

При изготовлении и эксплуатации асинхронных двигателей (АД) возникают отклонения параметров двигателя от номинальных значений. Эти отклонения могут быть вызваны как технологическими погрешностями изготовления двигателя, неправильными режимами эксплуатации, так и износом во время эксплуатации. Выход из строя АД приводит к тяжелым авариям и большому материальному ущербу, связанному с простоем технологического оборудования, устранением последствий аварий и ремонтом вышедшего из строя электродвигателя. Следовательно, эффективный контроль параметров АД в процессе производства и после их изготовления, своевременная их диагностика в процессе эксплуатации являются актуальными задачами.

Под правильной эксплуатацией АД понимается его работа в соответствии с номинальными параметрами, указанными в его паспортных данных. Однако в реальной жизни имеет место значительное отступление от номинальных режимов эксплуатации. Изоляция электрических машин подвергается действию ряда неблагоприятных факторов: повышенных нагревов, превышающих допустимые для данного класса изоляции пределы, повышенной влажности вплоть до непосредственного воздействия воды и влаги, воздействию химически агрессивной среды (аммиака, органических удобрений и т.д.), значительных механических нагрузок (вибраций, ударных воздействий), коммутационных воздействий, значительных колебаний напряжения в сети, технологических перегрузок, нарушению охлаждения, нестабильных климатических условий, наличию пыли, копоти, абразивных частиц в воздухе.

Выход из строя АД приводит к тяжелым авариям и большому материальному ущербу, связанному с простоем технологического оборудования, устранением последствий аварий и ремонтом вышедшего из строя электродвигателя.

В итоге возникает необходимость исследовать АД с целью получения диагностических признаков и сигналов для определения неисправностей. Виды неисправностей и методы диагностики оценки состояния асинхронного двигателя представлены в [1].

На основании полученных данных диагностическая система должна определить наличие неисправностей (или возможной неисправности) и оповестить оператора, который принимает решение о дальнейших действиях. Диагностическая система более высокого уровня может предлагать оператору варианты корректирующих действий, а высшего уровня осуществляет диагностику и автоматически выполняет корректирующие функции.

Для Цитирования:
Алиева М. С., Грибанов А. А., Определение объема диагностики асинхронных двигателей на основе использования нечеткой логики. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: