По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311

Определение электромагнитных влияний высоковольтных ЛЭП и тяговых сетей на трубопроводы

Крюков А. В. д-р техн. наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск,
Черепанов А. В. канд. техн. наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск
Крюков А. Е. студент, Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск

В статье представлены результаты моделирования электромагнитных влияний тяговых сетей переменного тока и высоковольтных ЛЭП на стальной трубопровод. Показано, что на деталях сооружения могут наводиться напряжения, опасные для персонала. Из-за влияний тяговой сети 25 кВ величина наведенного напряжения может достигать 116 В при ширине сближения в 100 м. Тяговая сеть 2×25 кВ создает значительно меньшие (на 25…80 %) наведенные напряжения. Моделирование влияний ЛЭП 220 кВ показало, что наибольший уровень наведенного напряжения, достигающий 1,6 кВ, наблюдается при обрыве фазы с одновременным замыканием на землю. В режимах отключения одной фазы максимальная величина напряжения равна 296 В, что значительно превышает допустимое значение. Из-за значительного ограничения перетока мощности в режимах обрыва двух фаз наведенные напряжения не превышают допустимые пределы.

Литература:

1. Бородавкин П.П., Березин В.Л. Сооружение магистральных трубопроводов. – М.: Недра, 1987. – 470 с.

2. Зиневич А.М., Глазков В.И., Котик В.Г. Защита трубопроводов и резервуаров от коррозии. – М.: Недра, 1975. – 288 с.

3. Третьякова М.В., Фуркин А.В. Оценка опасного влияния наведенных токов линий электропередачи на подземные трубопроводы // Рассохинские чтения. – Ухта: УГТУ, 2011. – С. 320–325.

4. Яблучанский А.И. Методика оценки опасного влияния переменного тока высоковольтных ЛЭП на проектируемый газопровод // Материалы отраслевого совещания по проблемам защиты от коррозии. – М., 2008. – С. 110–123.

5. Захаров Д.Б., Пионт Д.Ю., Яблучанский П.А. Оценка влияния высоковольтной линии электропередачи на подземный трубопровод, его защита от воздействия наведенного переменного тока // Газовая промышленность. – 2018. – № 9 (774). – С. 84–90.

6. Захаров Д.Б., Яблучанский П.А., Титов А.В. Об оценке коррозионного воздействия ЛЭП на подземный трубопровод при их пересечении // Территория «НЕФТЕГАЗ». – 2013. – №. 12. – С. 68–74.

7. Котельников А.В., Косарев А.Б. Электромагнитное влияние тяговых сетей переменного тока на металлические конструкции // Электричество. – 1992. – № 9. – С. 26–34.

8. Стрижевский И.В., Дмитриев В.И. Теория и расчет влияния электрифицированной железной дороги на подземные металлические сооружения. – М.: Изд-во литературы по строительству, 1967. – 248 с.

9. Cherepanov A.V., Kryukov A.E. Determination of electromagnetic effects of electric traction networks on pipelines // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Volume 760, International Conference on Transport and Infrastructure of the Siberian Region (SibTrans-2019) 12–15 November 2019, Moscow, Russian Federation. DOI: 10.1088/1757-899X/760/1/ 012014.

10. Ратнер М.П. Индуктивное влияние электрифицированных железных дорог на электрические сети и трубопроводы. – М.: Транспорт, 1966. – 164 с.

11. Котельников А.В., Косарев А.Б. Электромагнитное влияние тяговых сетей переменного тока на металлические конструкции // Электричество. – 1992. – № 9. – С. 26–34.

12. Коннова Е.И., Косарев А.Б. Расчет электромагнитного влияния сетей переменного тока на металлические коммуникации // Вестник ВНИИЖТ. – 1990. – № 2. – С. 17–19.

13. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. – 273 с.

14. Zakaryukin V.P., Kryukov A.V. Determination of the induced voltages when nonparallel power lines are adjacent to one another // Power Technology and Engineering. – 2015. – Vol. 49. – N 4. – P. 304–309.

15. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Нгуен Ты. Определение наведенных напряжений при сложных траекториях сближения тяговой сети переменного тока и смежной линии // Вестник РГУПС. – 2016. – № 2 (62). – С. 115–123.

16. Carson I.R. Wave propagation in overhead wires with ground return // Bell System Techn. J. – 1926. – V. 5. – P. 539–554.

17. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Уточненная методика определения взаимных электромагнитных влияний смежных линий электропередачи // Известия вузов. Проблемы энергетики. – 2015. – № 3-4. – С. 29–35.

18. Technische Richtlinien-71 (TRL-71). EMR-Technic Kathodischer Korrosionsschutz fur Erdgasfernleitungen. – P. 80.

Для транспортировки газа, нефти и продуктов ее переработки используется разветвленная сеть трубопроводов [1, 2]. На отдельных участках трасс трубопроводы могут сближаться с железными дорогами, электрифицированными на переменном токе, а также с высоковольтными линиями электропередачи (ЛЭП) [3–12]. При прохождении участков трубопровода с высоким качеством изоляционных покрытий вблизи тяговых сетей или ЛЭП, возможно возникновение опасных напряжений по отношению к земле [4, 9]. Для разработки мероприятий по повышению условий электробезопасности необходимо создание методов и средств для определения наведенных напряжений.

Ниже описаны результаты определения наведенных напряжений на наземном трубопроводе, возникающих из-за электромагнитных влияний тяговых сетей 25, 2х25 кВ и ЛЭП 220 кВ.

Для определения электромагнитных влияний тяговых сетей на трубопроводы можно использовать методы моделирования режимов тягового электроснабжения, реализованные в программном комплексе Fazonord, разработанном в ИрГУПСе [13]. Принципы его применения для определения наведенных напряжений описаны в работах [14, 15]. Вычисление сопротивлений индуктивной связи, а также собственных сопротивлений контуров «провод-земля» производились с помощью формул Карсона [16], обеспечивающих корректный учет возврата токов через землю в ближней, промежуточной и дальней зонах [16, 17].

Для типивой межподстанционной зоны (МПЗ) протяженностью в 50 км (рис. 1) проведено моделирование режимов работы системы тягового электроснабжения (СТЭ) при включении в состав многопроводной системы трубопровода с диаметром трубы 250 мм. Расчетная схема, показанная на рис. 2, имела в своем составе модели трех тяговых трансформаторов и двух МПЗ. Левая МПЗ была разбита на пять участков протяженностью по 10 км. Кроме того, в схеме были представлены модели трех линий электропередачи 220 кВ. Расстояние а от трубопровода до оси дороги (ширина сближения) варьировалось от 100 до 400 м.

Моделировалось движение 7 поездов массой 6300 т в нечетном направлении и такого же количества поездов массой 6000 т в четном. График движения приведен на рис. 3, а токовые профили поездов на рис. 4.

Для Цитирования:
Крюков А. В., Черепанов А. В., Крюков А. Е., Определение электромагнитных влияний высоковольтных ЛЭП и тяговых сетей на трубопроводы. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: