По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Определение эксплуатационного расхода топлива грузовым автомобилем расчетным путем

Х. А. Фасхиев д-р техн. наук, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Российская Федерация, E-mail: faskhiev@mail.ru

Предложена уточненная формула расчета расхода топлива грузового автомобиля. В отличие от известной формулы, она учитывает аэродинамическое сопротивление движению и степень использования автомобилем мощности двигателя. Достоверность предлагаемой формулы подтверждается экспериментальным измерением расхода топлива грузового автомобиля. Расчетные значения расхода топлива грузового автомобиля от экспериментальных данных отличались не боле чем на 2%.

Литература:

1. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 30.09.2021) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_76009/82bf9cc78a60bfd08d52fecd2b37de9f9f844a9f/ (дата обращения: 24.04.2025).

2. За полгода количество грузовых машин в России выросло на 2%. URL: https:// avtostat-info.com/News/11995 (дата обращения: 25.04.2025).

3. Фасхиев Х.А., Костин И.М. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки. — Набережные Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2001. — 349 с.

4. Артамонов М.Д., Илларионов В.А., Морин М.М. Основы теории и конструкции автомобиля. — М.: Машиностроение, 1974. — 288 с.

Объективность оценки экономической эффективности автомобилей в существенной степени зависит от точности расчета затрат на топливо, которые в структуре эксплуатационных затрат грузовых автомобилей составляют до 25– 30%. Определение расхода топлива важно также при выборе подвижного состава, при разработке новых моделей автомобилей, особенно на ранних этапах проектирования в целях оценки их экономической эффективности. Определение расхода топлива автомобилей в эксплуатации необходимо для:

— сравнительной оценки экономичности разных моделей автомобилей;

— выбора более эффективного подвижного состава;

— ведения статистической и оперативной отчетности АТП;

— определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

— планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;

— осуществления расчетов по налогообложению предприятий;

— обеспечения режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;

— обоснования тарифов на перевозку;

— расчетов с пользователями транспортных услуг, водителями т. д.

Повышение стоимости горюче-смазочных материалов требует уточнения методов расчета их расхода, что будет способствовать экономному использованию топлива. Выбор покупателями автомобилей и сравнительная оценка их эксплуатационных свойств также требует наличия точных методов расчета расхода топлива.

В настоящее время на практике расход топлива, как правило, определяется по нормативному методу. Для грузовых автомобилей он рассчитывается по формуле

где Lобщ — общий пробег автомобиля, км; P — грузооборот, выполняемый автомобилем, т×км×; n — базовая норма расхода топлива на 100 км пробега, л/100 км; nтр — норма расхода на 100 т×км транспортной работы, л/100 т×км.

В настоящее время при определении расхода топлива и смазочных материалов в России руководствуются нормативным документом введенным распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р (в ред. от 30.09.2021) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». В данном нормативном акте для грузовых автомобилей общего назначения на транспортную работу установлены следующие нормы: 1,3 л/100 т×км для автомобилей с дизельным и 2 л/100т×км с бензиновыми двигателями [1]. К сожалению, нормативный метод не позволяет с необходимой точностью определить расход топлива. В данном распоряжении прямо указано, что расход топлива автотранспортного средства может быть рассчитана «с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС». При этом умалчивается, что это за «специальная программа-методика».

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Определение эксплуатационного расхода топлива грузовым автомобилем расчетным путем. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: