Объективность оценки экономической эффективности автомобилей в существенной степени зависит от точности расчета затрат на топливо, которые в структуре эксплуатационных затрат грузовых автомобилей составляют до 25– 30%. Определение расхода топлива важно также при выборе подвижного состава, при разработке новых моделей автомобилей, особенно на ранних этапах проектирования в целях оценки их экономической эффективности. Определение расхода топлива автомобилей в эксплуатации необходимо для:
— сравнительной оценки экономичности разных моделей автомобилей;
— выбора более эффективного подвижного состава;
— ведения статистической и оперативной отчетности АТП;
— определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;
— планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
— осуществления расчетов по налогообложению предприятий;
— обеспечения режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;
— обоснования тарифов на перевозку;
— расчетов с пользователями транспортных услуг, водителями т. д.
Повышение стоимости горюче-смазочных материалов требует уточнения методов расчета их расхода, что будет способствовать экономному использованию топлива. Выбор покупателями автомобилей и сравнительная оценка их эксплуатационных свойств также требует наличия точных методов расчета расхода топлива.
В настоящее время на практике расход топлива, как правило, определяется по нормативному методу. Для грузовых автомобилей он рассчитывается по формуле
где Lобщ — общий пробег автомобиля, км; P — грузооборот, выполняемый автомобилем, т×км×; n — базовая норма расхода топлива на 100 км пробега, л/100 км; nтр — норма расхода на 100 т×км транспортной работы, л/100 т×км.
В настоящее время при определении расхода топлива и смазочных материалов в России руководствуются нормативным документом введенным распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р (в ред. от 30.09.2021) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». В данном нормативном акте для грузовых автомобилей общего назначения на транспортную работу установлены следующие нормы: 1,3 л/100 т×км для автомобилей с дизельным и 2 л/100т×км с бензиновыми двигателями [1]. К сожалению, нормативный метод не позволяет с необходимой точностью определить расход топлива. В данном распоряжении прямо указано, что расход топлива автотранспортного средства может быть рассчитана «с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС». При этом умалчивается, что это за «специальная программа-методика».