По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 820 DOI:10.33920/nik-01-2111-03

Оправдание подлости, или Метод циника (цифровизация Кортеса)*

Меньшикова Елена Рудольфовна АНО «Новый институт культурологии», Россия, 123056, Москва, ул. Васильевская, д. 13, стр. 1, E-mail: elen_menshikova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5738-0732

Насилие, что исповедовал и применял Цезарь к галльским (и прочим) племенам, и что проводил как принцип человеческого существования, и что ввел в обиход не он, и до него успешно применялось в исторической конкретике «происхождения видов», но лишь придумал способ оправдания такой насильственной парадигмы — «записки очевидца», в которых насилие укоренялось обыденностью языка, привыкшего действовать, а не объяснять, разворачивая предметно-образный ряд, и который римская латынь уберегла, растворяя корпус своих глаголов направленного действия в языках индоевропейской группы (английский, испанский, французский, немецкий, португальский, итальянский и прочие языки), меняя принцип мышления, сохранилось как вирус, подготовляя почву для воцарения христианской идеологии: лишая свободы смыслопостижения (обязательного в греческом) и вводя систему соподчинения: verbum — не nominus, узаконивая «агрессивный код», что станет тем summumbonum, что спеленает весь мир, обещая универсальное счастье, что всегда относительно, и применяя «пиратский образ жизни» как гарант нестабильности и невероятного благоденствия, и как системный Хаос, что управляем, являет свою жизнестойкость, как и вирулентность, новому тысячелетию. Разворачиваемый концепт «троянский терроризм» свидетельствует, что Идея, обретя Образ понятия: захват как формальность, владеет обществом на правах суверена, устанавливая свой Принципат, демонстрируя не только квази- и ультраанархическую свободу воли (как догму и credo) каждого, но и вполне марсианские хроники существования в каждом государстве на планете, апеллируя к «множественной единичности» Сознания при тотальном человеческом (гуманистическом) обнищании.

Литература:

1. Гомер. «Одиссея». Пер. с древнегреч. В. Жуковского. Песнь XXII [St. 295, St. 306– 309]. — М.: Правда, 1984. — С. 272.

2. Лас Касас Бартоломе. «История Индий». Репринт. воспр. изд. 1968 г. — СПб.: «НАУКА», 2007. — С. 234. [Кн. III, гл. 52].

3. Краткий словарь латинских слов, сокращений и выражений / Сост. В. Купреянова, Н. Умнова. — М.: ТЕРРА, 1996. — С. 75.

4. Кропоткин П.А. Записки революционера. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 283.

5. Латинско-русский словарь / О.А. Петрученко. — Репринт 9-го издания 1914 г. — М.: Эксмо, 2017. — C. 699.

6. Меньшикова Е.Р. Doubleaxe Мифа (дифтонг зонга): Забытая флейта греческой эпиграммы // Оправдание подлости, или тотальная трансформация «по Фаренгейту» (парадокс циника). Ч. I // Дом Бурганова. — Пространство культуры. — 2020. — № 3. — С. 21–46.

7. Меньшикова Е.Р. К проблеме интерпретаций неологизма «утопия» // Античность как геном европейской и российской культуры. — СПб.: Алетейя, 2016. — С. 237–282.

8. Меньшикова Е.Р. Миф как натуральный обмен (гносеологические аспекты практической лжи) // CredoNew. — 2017. — № 1–3.

9. Меньшикова Е.Р. Натуральный ландшафт философии (политическая рефлексия Гераклита и Аристотеля) // Дом Бурганова. — Пространство культуры. — 2019. — № 4; 2020. — №1.

10. Меньшикова Е.Р. Парадокс лжеца: возможна ли жизнь вне Сознания, или критика формального разума // CredoNew. — 2012. — № 1. — С. 258–300.

11. Меньшикова Е.Р. Рецептивное проклятие или терминологический сбой: к проблеме интерпретаций неологизма Т. Мора «Утопия» // CredoNew. — 2012. — № 3–4.

12. Меньшикова Е.Р. Рондо Мифа: “Троянский терроризм” как идея исключительности, или summum bonum Цезаря: насильем покоряйте мир! // CredoNew. — 2019. — № 2.

13. Меньшикова Е.Р. Троянский терроризм как принципат Обмана, или в объятиях терракотовой саранчи (этимологические надкрылья virtus). Ч. 1–3. // CredoNew. — 2018. — № 3–4; 2019. — № 1.

14. Меньшикова Е.Р. Троянский терроризм как установленный порядок (disciplina), или кочующий колонат (миссия Мифа в пространстве Т. Мора «Утопия») // Credonew. — 2018. — № 2.

15. Меньшикова Е.Р. Троянский терроризм: условие эволюции или месть колонистов? (к проблеме «свой/Чужой») // CredoNew. — 2018. — № 1.

16. Menshikova E.R. «Utopia: Reseptive curse or terminological failure — The problem of interpreting the Thomas More’s neologism of utopia» / XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life”. Abstracts. — Athens 04–10. August 2013. University of Athens, School of Philosophy University Campus — Zografas.

17. Menshikova E.R. The natural landscape of philosophy (political reflaction of Heraclitus and Aristotle). // 29th International Conference of Philosophy “Greek moral and political philosophy-From Pre-Socratics to Neo-Platonism” (Jule 7-11, 2017, Rhodes). Paper Abstracts. — Rhodes, 2017.

18. Menshikova E.R. The Natural Landscape of Philosophy (The Political Reflection of Heraclitus and Aristotle) // Philosophy Study. — Volume 8. — Number 1. — 2018.

19. Menshikova E.R. “Non-Martian Chronicles of Coriolanus: Scene of Dissent, or in Search of the Late Renaissance Empire” // 26th SHAKESPEREPEADINGS 2016. 400 Years of Immortality. Paper Abstracts. — September 26–29, 2016. — Moscow.

20. Menshikova E.R. The Troyan Terrorism as an Established Order (Disciplina), or the Nomadic Colonatus (Mission of Mith in the space of Sir Thomas More’s “Utopia”) // International Relations and Diplomacy, February 2018, Volume 6, Number 2, (Serial Number 53).

21. Menshikova E.R. The Trojan Terrorism: Revenge Colonists or Condition of Evolution? (TotheProblem “Your/Alien”) // Philosophy Study. — V. 8. — № 4. — 2018.

22. Пятигорский Александр. Что такое политическая философия (цикл лекций). — М.: Издательство «Европа», 2007.

23. Словарь иностранных слов. 7-е научно-редакт. переработ. изд. — М.: Сирин, 1996. — 608 с.

24. Фрейденберг О.М. Образ и понятие / Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. — С. 223–622.

25. Цезарь Гай Юлий. Записки о войне с галлами. Книги вторая, третья и четвертая. С введением и комментариями С.И. Соболевского. — [М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1946]. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. — Неадаптированный текст ].

1. Gomer. «Odisseya». Per. s drevnegrech. V. Zhukovskogo. Pesn' XXII [St. 295, St. 306– 309]. — M.: Pravda, 1984. — S. 272.

2. Las Kasas Bartolome. «Istoriya Indiy». Reprint. vospr. izd. 1968 g. — SPb.: «NAUKA», 2007. — S. 234. [Kn. III, gl. 52].

3. Kratkiy slovar' latinskikh slov, sokrashcheniy i vyrazheniy / Sost. V. Kupreyanova, N. Umnova. — M.: TERRA, 1996. — S. 75.

4. Kropotkin P.A. Zapiski revolyutsionera. — M.: Moskovskiy rabochiy, 1988. — S. 283.

5. Latinsko-russkiy slovar' / O.A. Petruchenko. — Reprint 9-go izdaniya 1914 g. — M.: Eksmo, 2017. — C. 699.

6. Men'shikova Ye.R. Doubleaxe Mifa (diftong zonga): Zabytaya fleyta grecheskoy epigrammy // Opravdaniye podlosti, ili total'naya transformatsiya «po Farengeytu» (paradoks tsinika). CH. I // Dom Burganova. — Prostranstvo kul'tury. — 2020. — № 3. — S. 21–46.

7. Men'shikova Ye.R. K probleme interpretatsiy neologizma «utopiya» // Antichnost' kak genom yevropeyskoy i rossiyskoy kul'tury. — SPb.: Aleteyya, 2016. — S. 237–282.

8. Men'shikova Ye.R. Mif kak natural'nyy obmen (gnoseologicheskiye aspekty prakticheskoy lzhi) // CredoNew. — 2017. — № 1–3.

9. Men'shikova Ye.R. Natural'nyy landshaft filosofii (politicheskaya refl eksiya Geraklita i Aristotelya) // Dom Burganova. — Prostranstvo kul'tury. — 2019. — № 4; 2020. — №1.

10. Men'shikova Ye.R. Paradoks lzhetsa: vozmozhna li zhizn' vne Soznaniya, ili kritika formal'nogo razuma // CredoNew. — 2012. — № 1. — S. 258–300.

11. Men'shikova Ye.R. Retseptivnoye proklyatiye ili terminologicheskiy sboy: k probleme interpretatsiy neologizma T. Mora «Utopiya» // CredoNew. — 2012. — № 3–4.

12. Men'shikova Ye.R. Rondo Mifa: “Troyanskiy terrorizm” kak ideya isklyuchitel'nosti, ili summumbonum Tsezarya: nasil'yem pokoryayte mir! // CredoNew. — 2019. — № 2.

13. Men'shikova Ye.R. Troyanskiy terrorizm kak printsipat Obmana, ili v ob"yatiyakh terrakotovoy saranchi (etimologicheskiye nadkryl'ya virtus). Chch. 1–3. // CredoNew. — 2018. — № 3–4; 2019. — № 1.

14. Men'shikova Ye.R. Troyanskiy terrorizm kak ustanovlennyy poryadok (disciplina), ili kochuyushchiy kolonat (missiya Mifa v prostranstve T. Mora «Utopiya») // Credonew. — 2018. — № 2.

15. Men'shikova Ye.R. Troyanskiy terrorizm: usloviye evolyutsii ili mest' kolonistov? (k probleme «svoy/Chuzhoy») // CredoNew. — 2018. — № 1.

16. Menshikova E.R. «Utopia: Reseptive curse or terminological failure — The problem of interpreting the Thomas More’s neologism of utopia» / XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as Inquiry and Way of Life”. Abstracts. — Athens 04–10. August 2013. University of Athens, School of Philosophy University Campus — Zografas.

17. Menshikova E.R. The natural landscape of philosophy (political reflaction of Heraclitus and Aristotle). // 29th International Conference of Philosophy “Greek moral and political philosophy-From Pre-Socratics to Neo-Platonism” (Jule 7-11, 2017, Rhodes). Paper Abstracts. — Rhodes, 2017.

18. Menshikova E.R. The Natural Landscape of Philosophy (The Political Refl ection of Heraclitus and Aristotle) // Philosophy Study. — Volume 8. — Number 1. — 2018.

19. Menshikova E.R. “Non-Martian Chronicles of Coriolanus: Scene of Dissent, or in Search of the Late Renaissance Empire” // 26th SHAKESPEREPEADINGS 2016. 400 Years of Immortality. Paper Abstracts. — September 26–29, 2016. — Moscow.

20. Menshikova E.R. The Troyan Terrorism as an Established Order (Disciplina), or the Nomadic Colonatus(Mission of Mith in the space of Sir Thomas More’s “Utopia”) // International Relations and Diplomacy, February 2018, Volume 6, Number 2, (Serial Number 53).

21. Menshikova E.R. The Trojan Terrorism: Revenge Colonists or Condition of Evolution? (TotheProblem “Your/Alien”) // Philosophy Study. — V. 8. — № 4. — 2018.

22. Pyatigorskiy Aleksandr. Chto takoye politicheskaya filosofiya (tsikl lektsiy). — M.: Izdatel'stvo «Yevropa», 2007.

23. Slovar' inostrannykh slov. 7-ye nauchno-redakt. pererabot. izd. — M.: Sirin, 1996. — 608 s.

24. Freydenberg O.M. Obraz i ponyatiye / Freydenberg O. M. Mif i literatura drevnosti. — M.: Izd. firma «Vostochnaya literatura» RAN, 1998. — S. 223–622.

25. Tsezar' Gay Yuliy. Zapiski o voyne s gallami. Knigi vtoraya, tret'ya i chetvertaya. S vvedeniyem i kommentariyami S.I. Sobolevskogo. — [M.: Izdatel'stvo Literatury Na Inostrannykh yazykakh, 1946]. — M.: Russkiy Fond Sodeystviya Obrazovaniyu i Nauke, 2011. — Neadaptirovannyy tekst [C. Julii Caesaris. Liber Secundus. XII (1)]].

Статья поступила 13.06.2021

* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2021. — №10. Данная статья, основанная на моих размышлениях о Мифе и «троянском терроризме» (научные публикации в Credonew в 2017–2020 гг.), строится из моего доклада «Троянский терроризм и фракталы миграций, или Метод Цезаря в деле освоения латинской терры: “необоримые руки” гибридной войны конкистадоров», прочитанного 2 октября 2019 г. на IV Международном форуме «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность» (Санкт-Петербург, 1–3 октября 2019 г.) на секции «Исторические судьбы стран Ибероамерики в XIX–XXI вв.», что, предощущая новейшие аспекты политической рефлексии в пошатнувшемся мироустройстве, спустя годы нисколько не утратил своей актуальности, а также включает в себя фрагменты новой книги, что готовится к печати.

Во второй главе «Галльских записок», где повествуется об ожесточенных сражениях римлян с бельгами близ реки Аксона, предельное понимание бойни именно как «ужаса-ужаса» передает изобретательный прием «остранения» Цезаря, когда используется союз «столько…, сколько» [25, с. 27], сравнивая разнородные понятия: число убитых и продолжительность дня (касательно величин того и другого), что можно перевести как: «убивали сколько позволила продолжительность дня» — словом, quantum satis — «сколько нужно», цинично хихикает латинская поговорка [3, с. 75]. Понимание «запредельного ужаса», что испытывали преследуемые легионами смерти, наступает не сразу, а как бы после — когда смерть терзаемых галлов уже внесена остраняющим пером Цезаря в реестр своих подвигов — доблестных дел — их убили ровно столько, сколько позволило дневное светило, то есть пока они были находимы при свете дня: видишь галла — убей его! — очень простая тактика: руби-коли, пока горит день, пока не заструились сумерки. Ужас читателя усиливается (по нарастающей), когда вброшенное замечание полководца о «храбрости неприятеля» вдруг начинает давать свои всходы: самой соотнесенностью «столько…, сколько» вдруг вклинивается представление о реальной расстановке сил — то есть «враг», что засел в галльских землях (довольно плодородных даже по римскому праву), которого избивают дни напролет, обладает превосходством, отменным мужеством (virtutis2), располагая арсеналом воинского Духа — преимущественного права сильнейшего, который, порой, сложно сильнейшим мужам скрывать по карманам (как нынешним покорителям рингов, своей супертяжестью пользующихся как сверхпроводимостью), в совершенстве владеет своим темпераментом: зная, как и где употребить свои смелость, решимость, твердость — тот самый наследуемый Дух предков, что прорастает в Virtutis — отменная доблесть, что заметна врагу и что славит, прославляя, нарушая границы, на весь мир. И следом Цезарь, будто присловьем добавляет, что в равной степени убедился как в храбрости врага, так и в смелости своих3, причем в ежедневных конных сражениях, где ратники (proeliatoris) не уступали друг другу в мужестве (virtutis), но при этом для обозначения самой «доблести» он использует разные слова: virtute (героический, храбрый) — для бельгов и auderent (отважный, смелый) — для римлян, что говорит лишь о лексическом богатстве латинского языка на момент галльских войн, а значит, позволяет нам и далее углубляться в воронку, что оставил денотат «ужаса», где куется и вытачивается «бесстрашие» — nonfrustra4, что творится руками славных мужей, в любую минуту готовых к проявлению доблести. И заметим, это те гомеровские «необоримые руки», что крушат врага направо и налево (помните, как Одиссей расправился с женихами, пойманными в ловушку, — доблестно: словно злодей-Потрошитель безжалостно вспарывал «острою медью» животы, «травлею тешась» запертой в ловушке обезоруженной толпы, убивая направо и налево, «как ни попало», — отчего «был разбрызган их мозг, был дымящейся кровью их залит пол» [1, с. 272], и что позволило Гомеру уподобить его кровожадному льву, услажденному охотой и бойней), как попало всаживая ножи и мечи, за рукопашным боем не замечая ни времени, ни места: время спускается мглой — занавесом, а пролески, лишь усложняя движения сражающихся, как декорации боя — всего лишь ландшафт, что кровожадное око не зрит, но вмещает сеткой координат — воюющий просто ее корректирует собственным сознанием, не выпуская ни стремян, ни оружия. И ровно такая же львиная храбрость индейцев, отмечаемая Лас Касасом постоянно («Индейцы засыпали испанцев тучами стрел и сражались, хоть и нагие, точно львы» [2, с. 244]).

Для Цитирования:
Меньшикова Елена Рудольфовна, Оправдание подлости, или Метод циника (цифровизация Кортеса)*. Вопросы культурологии. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: