По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Опорные вузы как элементы системы высшего образования: проблемы развития и правовой институционализации

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

В статье рассмотрены статус и роль опорных вузов в развитии региональной социально-экономической системы. Показаны проблемы и перспективы развития сети опорных университетов в рамках реализации целей и задач государственной образовательной политики. Автор приходит к выводу о необходимости закрепления в образовательном законе основ правового статуса опорных вузов как сформировавшихся элементов системы высшего образования России.

Литература:

1. Tight M. Institutional churn: Institutional change in United Kingdom higher education // Journal of Higher Education Policy and Management. № 35(1).

2. Абашидзе А.Х., Симонова М.А. Высшее образование: всеобщая потребность и все более отдаленная цель (международные правозащитные аспекты) // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2021 (декабрь). Том 16. (№ 21).

3. Аврус А.И. История российских университетов. М.: Московский общественный научный фонд, 2001.

4. Антонова О.Г., Дыльнова З.М. К вопросу о тенденциях развития российского высшего образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2017. № 4 (44).

5. Барабанова С.В. Актуальные вопросы правового обеспечения образовательной деятельности: теория и практика подзаконного регулирования // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2015 (декабрь). Том 10.

6. Бекетов О.И., Соловей Ю.П., Куликова Т.Б. Кодекс РФ об образовании как основа административно-правового регулирования образовательной деятельности // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2017 (декабрь). Том 12.

7. Болгова Е.В., Курникова М.В. Опыт Франции в пространственной организации системы высшего образования // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12, № 3.

8. Васильев А.А., Зеленин Ю.А. «Опорный университет»: место в системе высшего образования и проблемы правового статуса // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 30.

9. Вахитов Р.Р. Судьбы университета в России: имперский, советский и постсоветский раздаточный мультиинститут. М.: Страна Оз, 2014.

10. Волков С.К., Акимова О.Е. Опорные университеты как центры развития технологического предпринимательства // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (3).

11. Вольчик В.В., Маскаев А.И., Савко П.О. Институциональные и организационные изменения при слиянии вузов // Журнал институциональных исследований. 2017. Том 9. № 3.

12. Голубцов Н.В., Федоров О.В. Региональная экономика в организационном аспекте взаимодействия с опорным университетом // Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88).

13. Еремина О.Ю. Правовые основы оценки деятельности образовательных организаций // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2014 (декабрь). Том 9.

14. Ильина Л.А. Опорный университет как драйвер инновационной научно-образовательной среды региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 5–1.

15. Кирилловых А.А. Цифровое государство (digital state): организационно-правовые аспекты: монография. — М.: Юрлитинформ, 2022.

16. Лешуков О.В., Лисюткин М.А. Управление региональными системами высшего образования: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6 (100).

17. Овчинникова Н.Э. Формирование опорных университетов как драйвероов развития территорий // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21, № 4.

18. Суровицкая Г.В. Влияние опорных университетов на развитие региональных экономических и инновационных систем // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2019. № 2 (50).

19. Суровицкая Г.В., Семин Д.И., Кочергин А.В. Роль опорных университетов в развитии региональной экономики // Креативная экономика. 2016. Т. 10. № 4.

20. Чанбариов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. М.: Высшая школа, 1988.

Региональное строительство является магистральной целью государства, и включает в себя решение вопросов кадрового, социально-экономического развития территорий, поиска новых точек роста, способных придать мощный импульс в становлении новых экономических укладов в регионах. Одним из фундаментальных актов развития региональной экономики является долгосрочная стратегия научно-технологического развития (Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»1), определяющая потребности структурной перестройки региональных социально-экономических систем с учетом прорывных технологий нового времени.

Прорывное научно-технологическое развитие, определенное как национальная цель в Указе Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года»2, предполагает эффективную пространственную организацию ключевых сфер, отраслей и секторов экономики. Высшее образование рассматривается как базовый фактор и система, способная интегрировать в экономику российских регионов, тем самым обеспечить научно-технологический потенциал развития отдельных территорий.

Новыми трендами в системе образования становится вертикальная интеграция уровней образования, стандартизация образовательных моделей с учетом структурной оптимизации организаций высшего школы, расширение механизмов и инструментов косвенного государственного воздействия на сферу образования с повышением уровня автономии вузов3.

Как известно, государственный проект «Опорные университеты региональных экономических систем» предусматривал создание на конкурсной основе сети опорных вузов, готовых внести вклад в территориального развитие регионов. Технологическое развитие предполагает активную роль опорных вузов в создании перспективных разработок, и их промышленное внедрение в сферы здравоохранения, сельского хозяйства и т.п. Кроме того, связь университетской науки с реальным сектором экономики позволит на партнерской основе с региональными предприятиями создавать инновационные кластеры и выводить на рынок новые виды продукции.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Опорные вузы как элементы системы высшего образования: проблемы развития и правовой институционализации. Юрист ВУЗа. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: