Введение и функционирование системы обязательного медицинского страхования делает сферу предоставления медицинских услуг реальным экономическим субъектом в общей инфраструктуре экономики страны.
Экономический аспект здравоохранения начинает рассматриваться как элемент общественного производства в целом, а в структуре последнего здравоохранение закономерно начинает составлять сектор производства нематериальных благ.
Необходимость разработки системы оплаты работы учреждений здравоохранения обусловлена признанием особенностей регулирования деятельности этих учреждений в связи с недостоверностью и асимметричностью имеющейся у врачей и пациентов информации об ожидаемых результатах оказания медицинской помощи. Это ведет к определенному конфликту интересов. Врачи, действующие в качестве представителей интересов пациентов, способствуют увеличению спроса на свои услуги для повышения собственных доходов. Пациенты также заинтересованы в получении максимального объема бесплатной помощи. В результате общественные расходы на здравоохранение могут превысить все возможные имеющиеся ресурсы.
Оптимальная система оплаты медицинской помощи предполагает достижение одновременно целого ряда целей: эффективное использование ресурсов, обеспечение доступности и качества медицинской помощи, свобода выбора для паци ента, профессиональная свобода врача, профилактическая направленность здравоохранения.
Недостаточно решать задачу эффективного управления ресурсами здравоохранения через выбор и внедрение новых методов оплаты медицинской помощи на уровне конкретного учреждения. Необходимо формулировать такую цель на уровне территориально замкнутого комплекса учреждений в целом, включая все этапы оказания медицинской помощи. Для плательщика переход к новым способам оплаты означает не просто изменение объема финансовых средств на оплату помощи пациентам, а переход к эффективному управлению этими средствами для достижения поставленных целей.
Система оплаты медицинской помощи оказывает существенное влияние на целый ряд характеристик системы здравоохранения в целом. К ним относятся: предсказуемость общественных расходов на здравоохранение, эффективность инфраструктуры учреждений здравоохранения и их деятельности, право выбора пациентом места получения медицинской помощи и степень защищенности его прав, взаимосвязь спроса и потребления помощи, уровень административных расходов и т.п.