Актуальность исследования
Устройства автоматики на железнодорожном транспорте являются важным звеном в обеспечении безопасности движения поездов. От их работы также во многом зависят экономические показатели железнодорожного транспорта. В устройствах автоматики на железнодорожном транспорте применяется широкий спектр электротехнического оборудования: электроприводы различных типов, полупроводниковые выпрямители, преобразователи частоты, релейная и электронная аппаратура, что определяет разнообразие требований к электропитанию и качеству получаемой электроэнергии. Устройства автоматики являются нетяговыми железнодорожными электропотребителями первой категории, и поэтому их электроснабжение должно осуществляться не менее чем от двух независимых источников электроэнергии. Для электроснабжения устройств автоматики в условиях электрифицированного железнодорожного транспорта применяется специальная система электроснабжения, обеспечивающая получение электроэнергии от двух разных тяговых подстанций.
Система электроснабжения устройств автоматики на электрифицированном железнодорожном транспорте представляет собой сложную электротехническую систему, в которой должно обеспечиваться бесперебойное и качественное электропитание всего применяемого оборудования. Параметры электроэнергии и показатели ее качества (ПКЭ) в этой электротехнической системе изменяются с течением времени, что обусловлено множеством факторов, главным из которых является работа тяговых потребителей. Наличие в такой системе двух независимых источников электроэнергии предполагает оперативный выбор источника, обеспечивающего в текущий момент более высокое качество электроэнергии. В настоящее время задача оперативного выбора источника электропитания в такой постановке решена недостаточно полно и в большинстве случаев сведена к выбору источника, напряжение которого находится в заданных пределах. Вместе с тем для электротехнического оборудования, входящего в состав устройств автоматики, не менее важны и другие параметры электроэнергии. О необходимости решения данной задачи свидетельствуют и периодические отказы устройств автоматики, связанные с электропитанием. Таким образом, разработка системы оперативного выбора источника электропитания на основе комплексной оценки качества электроэнергии является актуальной. Для решения данной задачи предлагается использовать теорию нечетких множеств, нечеткую логику и теорию искусственных нейронных сетей.